Налоговыми органами на постоянной основе осуществляется контроль за полнотой уплаты налогов субъектами хозяйствования.
По - прежнему, в ходе проверок устанавливаются факты неправомерного применения специальных режимов налогообложения, или простыми словами, по итогам проверок субъектам необходимо доплатить налоги в бюджет.
Так, инспекцией по Брестскому району в ходе одной из проверок, установлено, что организацией «А» сдавалось имущество в аренду по заниженной стоимости «своим» индивидуальным предпринимателям, которые в свою очередь предоставляли его в субаренду другим арендаторам по цене в 4 и более раз выше.
В роли «своих» индивидуальных предпринимателей выступал сам собственник организации и его дочь.
С учетом того, что организация применяла общий порядок налогообложения, т.е. уплачивала налог на прибыль по ставке 18%, налог на добавленную стоимость по ставке 20%, а индивидуальные предприниматели применяли упрощенный порядок налогообложения и уплачивали налоги по ставке 5%, плательщик умышленно сосредоточил наибольшую часть выручки у индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, данные хозяйственные операции организацией «А» проведены с целью вывода денег через индивидуальных предпринимателей и неуплаты подоходного налога в размере 13%.
В ходе проверки собраны доказательства, что «свои» индивидуальные предприниматели не принимали участие в осуществлении предпринимательской деятельности. Работу по поиску арендаторов, заключение договоров аренды, техническое обслуживание помещений и многое другое выполняли штатные работники организации.
По результатам проверки налоговым органам дополнительно предъявлено к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 220,1 тыс. рублей, налога на прибыль сумме 206,7 тыс. рублей, а также подоходного налога в сумме 33,0 тыс. руб.
Налоговыми органами в случае выявления заработной платы «в конверте», либо вывода денег используя реквизиты индивидуальных предпринимателей для принятия мер реагирования информация направляется в Департамент государственной инспекции труда, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь и органы прокуратуры.
Применение индивидуальными предпринимателями нескольких систем налогообложения одновременно
Налоговым законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрены три системы налогообложения, особенности исчисления и уплаты каждой из которых изложены в отдельных главах Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК):
- общая система налогообложения, предусматривающая уплату подоходного налога с физических лиц (глава 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (глава 32 НК);
- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (глава 33 НК).
Каждая из указанных систем применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности индивидуальными предпринимателями.
На практике возможны случаи, когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Например, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от операций с ценными бумагами (часть 2 подпункта 1.2.1 пункта 1 НК).
Индивидуальному предпринимателю, который является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК, при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 336 НК);
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 336 НК);
- реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг (подпункт 2.3 пункта 2 статьи 336 НК);
- дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК (подпункт 2.4 пункта 2 статьи 336 НК);
- деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 336 НК);
- осуществлении общественного питания (подпункт 2.6 пункта 2 статьи 336 НК).
По доходам полученным от осуществления вышеуказанных видов деятельности, индивидуальным предпринимателям следует уплачивать подоходный налог с физических лиц либо налог при упрощенной системе налогообложения.
На основании изложенного, применение индивидуальными предпринимателями по различным видам доходов несколько систем налогообложения одновременно предусмотрено законодательством.Незарегистрированная предпринимательская деятельность.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя граждане вправе осуществлять виды деятельности, перечисленные в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). В данном случае, физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в налоговый орган подается письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности, места осуществления деятельности и уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности.
Размер ставок единого налога установлен приложением 24 к НК.
Напоминаем, что действия по размещению объявлений о реализации товаров (работ, услуг) в глобальной компьютерной сети Интернет, либо иных СМИ могут быть расценены как направленные на осуществление предпринимательской деятельности. В связи с чем, уплату единого налога следует произвести до подачи подобных объявлений.
Кроме того, не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также ремесленной деятельности.
В случае если гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, то до начала следует зарегистрировать ее в местном районном исполнительном комитете по месту жительства с обязательным получением свидетельства о государственной регистрации.
Напоминаем, что за занятие физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность согласно части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) (далее – КоАП) в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
В соответствии с подпунктом 41 статьи 342 НК при выявлении налоговыми органами впервые фактов осуществления физическими лицами видов деятельности, указанных в подпунктах 1.1 - 1.3 пункта 1, подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 НК, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисляется единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц согласно утвержденных ставок.
В случае же выявления повторных фактов осуществления вышеуказанных видов деятельности единый налог исчисляется налоговыми органами с применением коэффициента 5.
За разъяснением порядка осуществления видов деятельности без регистрации в качестве ИП, в сфере агроэкотуризма и ремесленной деятельности граждане вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79, а также направить электронное обращение с использованием специальной формы, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by) в рубрике «Электронные обращения».
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району напоминает о необходимости уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2022 год, а также доплаты транспортного налога за 2021 год в срок не позднее 15.11.2022.
В целях равномерного распределения семейного бюджета предлагаем уплачивать причитающиеся платежи заблаговременно либо поэтапно частями.
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков банков, а также через (мобильный банкинг) и личный кабинет плательщика.
Дополнительно сообщаем, что оплата за недвижимость и земельные участки, расположенные в сельских советах Каменецкого района, производится в бюджет сельского совета, для оплаты можете использовать следующий путь ЕРИП: Налоги – Брестская область – Каменецкий район – Сельский совет– земельный налог/налог на недвижимость – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Оплата за недвижимость и земельные участки находящиеся в г. Каменце производится в бюджет Каменецкого района (Каменецкий РИК, финотдел) ЕРИП Налоги – Брестская область – Каменецкий район – Каменецкий РИК, финотдел– земельный налог/налог на недвижимость – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
При оплате будьте внимательны, сверяйте расчетный счет, указанный в извещении с расчетным счетом в квитанции.
Для оплаты транспортного налога можете использовать следующий путь ЕРИП: Налоги – Брестская область – Каменецкий район–УРП по Каменецкому району – Транспортный налог (физ.лица) – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
При оплате будьте внимательны, сверяйте расчетный счет, указанный в извещении с расчетным счетом в квитанции.
Обращаем внимание, что при возникновении вопросов по предъявленным к уплате суммам налогов либо не получением извещения на уплату налогов, плательщик вправе обращаться любым удобным ему способом (лично или по телефону):
- в налоговый орган по месту расположения объекта недвижимости или земельного участка – при наличии вопросов по налогу на недвижимость и земельному налогу;
- в налоговый орган по месту жительства (месту регистрации) – при наличии вопросов по транспортному налогу.
Информацию по объектам недвижимости или земельным участкам, расположенным в г. Каменце и Каменецком районе, а также по транспортному налогу для физических лиц, зарегистрированных в Каменецком районе, можно получить по телефонам: 75041, 75027, 96413 или по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30.НДС по разным критериям является одним из самых значимых налогов. В связи со сложными экономическими обстоятельствами у плательщиков НДС существенно снизилась выручка. Налоговые вычеты значительно превышают НДС, исчисленный при реализации. Возникает вопрос: можно ли в связи со сложной экономической ситуацией, организации, осуществляющей реализацию товаров только со ставкой НДС 20%, принять к вычету весь «входной» НДС и вернуть из бюджета превышение?
По общему правилу вычет сумм НДС осуществляется нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации.
Вместе с тем законодательно определены случаи, в которых «входной» НДС вычитается в полном объеме независимо от суммы исчисленного налога. К ним относятся случаи, установленные пунктом 27 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также отдельными актами Президента Республики Беларусь. В таких случаях сумма налоговых вычетов может превысить сумму НДС, исчисленного по реализации, а образовавшуюся сумму превышения организация вправе зачесть в счет уплаты налогов или иных платежей в бюджет или вернуть из бюджета.
На сегодняшний день отсутствуют акты Президента Республики Беларусь, позволяющие принять к вычету «входной» НДС в полном объеме в связи со сложной экономической ситуацией и иными аналогичными причинами. Поэтому, несмотря на то, что сумма налоговых вычетов у организации превышает сумму НДС, исчисленного при реализации, к вычету она должна принять «входной» НДС в пределах исчисленного налога.
Следует отметить, что суммы «входного» НДС признаются налоговыми вычетами при выполнении условий для их вычета. При этом важно правильно определить дату, на которую наступает право на вычет.
Право на вычет сумм «входного» НДС, предъявленных белорусскими продавцами, наступает на последнюю из дат:
- дату отражения «входного» НДС в бухучете;
- дату отражения «входного» НДС в книге покупок (при ее ведении);
- дату подписания электронного счет-фактуры (далее- ЭСЧФ) или дату, соответствующую отчетному периоду, предельный срок подачи декларации по НДС за который следует после подписания ЭСЧФ, если дата в строке 3 ЭСЧФ соответствует отчетному периоду, в котором выполнены условия для вычета.В текущем году физическим лицам впервые направлено единое извещение на имущественные налоги (транспортный, земельный налог и налог на недвижимость), в котором содержится информация по каждому физическому лицу обо всех объектах в Республике Беларусь.
В этом году оплачивается основная сумма транспортного налога (авансовый платеж физические лица обязаны были уплатить в размере одной базовой за одно транспортное средство в 2021 году).
По земельному налогу и налогу на недвижимость в 2022 году подлежит к уплате авансовый платеж в размере 50% от начисленной суммы налога.
Обращаем внимание, что с 1 января 2022 г. изменился порядок уплаты налога на недвижимость. Физические лица, имеющие в собственности жилые помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, становятся плательщиками налога на недвижимость по каждому такому объекту.
Алгоритм уплаты земельного налога и налога недвижимость через систему ЕРИП по объектам в г. Каменец и Каменецком районе. Выбираем: Налоги – Брестская область – Каменецкий район – Каменецкий РИК, Финотдел (для г. Каменец) либо название сельского совета - налог….. - вводим свой учетный номер плательщика (большими буквами на англ.яз.) - оплачиваем сумму налога (отображается автоматически).
Алгоритм уплаты транспортного налога через систему ЕРИП для физических лиц зарегистрированных в г. Каменец и Каменецком районе. Выбираем: Налоги – Брестская область – Каменецкий район – УРП по Каменецкому району – Транспортный налог с физических лиц - вводим свой учетный номер плательщика (большими буквами на англ.яз.) - оплачиваем сумму налога (отображается автоматически).
За более подробной информацией можно обратиться на официальный сайт МНС: www.nalog.gov.by, в раздел «Физические лица» - «Налогообложение имущества», либо в инспекцию МНС по месту регистрации или нахождения вашего имущества.
Номера телефонов управления по работе с плательщиками по Каменецкому району:
код 8 (01631) 75041, 75027, 96413, 76249
Порядок применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов определен статьей 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы по подоходному налогу следуют учитывать следующее.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. При этом суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии с пунктом 23 статьи 205 НК расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы подоходного налога такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
Транспортный налог с физических лиц. Окончательный расчет за 2021 год
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (пункт 1 статьи 307-2 Налогового кодекса).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом с физических лиц транспортные средства:
- выпущенные до 1991 года (включительно) или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, - по 31 декабря 2025 года;
- специально оборудованные для использования инвалидами. Льготы по транспортному налогу с физических лиц (при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории):
- в размере 50 процентов - в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном ВОВ, инвалидом I или II группы, пенсионером;
- в размере 25 процентов - в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы;
- в размере 100 процентов – в отношении транспортного средства, снятого с учета до 1 июля 2021 года. При этом льгота применяется за весь период владения транспортным средством в 2021 году.
В отношении транспортных средств, у которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина, освобождаются от уплаты транспортного налога на период действия такого разрешения.
Применение льготы по транспортному налогу в размере 50 процентов для родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет и для ветеранов боевых действий на территории других государств, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории будет только для исчисления налога за 2022 и последующие года.
С 2022 года введено единое извещение на уплату авансового платежа по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2022 год, а также на доплату транспортного налога за 2021 год.
Такое извещение будет вручено плательщикам не позднее 1 сентября 2022 года. Предъявленные к уплате имущественный налоги следует уплатить не позднее 15 ноября 2022 года.
В случае если физическое лицо не получит извещение на уплату налогов или ему не предоставлены льготы, предлагаем обратиться в налоговый орган.
Дополнительно сообщаем, что физические лица, зарегистрированные на территории Брестского района, могут для оплаты транспортного налога с физических лиц использовать следующий путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Каменецкий район – УРП по Каменецкому району – транспортный налог с физ.лиц – УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
УНП физического лица можно узнать самостоятельно, на официальном сайте МНС (http://www.portal.nalog.gov.by/findPerson/) либо обратиться в налоговый орган.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: 76249,75041,75027,96413 либо по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30, каб. 3,7,8.Реализация продукции растениеводства и животноводства физическими лицами
При ведении личного подсобного хозяйства и осуществлении деятельности по производству, переработке и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции физические лица вправе самостоятельно без привлечения иных физических лиц осуществлять реализацию следующей продукции:
- овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, при реализации которых следует подать уведомление в налоговый орган и уплатить единый налог);
- молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде);
- продукции пчеловодства;
- иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами
Реализацию данной продукции без уплаты налогов можно осуществлять только при наличии справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.
На заметку
При наличии справки продавать продукцию с земельного участка без уплаты налогов также могут близкие родственники. К их числу относятся, в частности, родители (усыновители), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг, опекуны, попечители и подопечные.