Личный кабинет физического лица
Для удобства и оперативного получения информации, функционирует интернет-сервис «Личный кабинет для физических лиц», который позволяет:
1. Получить следующие документы:
1.1 сведения о задолженности, переплатах и пене;
1.2 справка о расчетах с бюджетом;
1.3 выписка из лицевых счетов;
1.4 о проведенных зачетах;
1.5 реестр платежей;
1.6 извещение на уплату земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога.
2. Заполнить следующие виды деклараций (расчетов):
2.1 декларацию по подоходному налогу с физических лиц;
2.2 декларацию по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
После обработки инспектором декларации, Вы получите извещения на уплату подоходного налога с физических лиц.
Кроме того, можно просмотреть список ранее поданных деклараций.
3. Уплатить налоги в «Личном кабинете» посредством использования интернет-банкинга следующих банков:
3.1 ЗАО «Альфа-банк»;
3.2 ОАО «АСБ Беларусбанк»;
3.3 ОАО «Белгазпромбанк»;
3.4 ОАО «Белинвестбанк»;
3.5 ОАО «Технобанк»;
3.6 ОАО «Приорбанк».
4. Подать уведомление об осуществлении деятельности для расчета единого налога, уведомление об осуществлении ремесленной деятельности.
5. Записаться на личный прием к руководству инспекций МНС.
6. Предварительно зарегистрироваться на прием в инспекции, где внедрена электронная очередь.
7. Просмотр сообщений, поступающих от налоговых органов.
8. Визуализация электронного документа.
9. Редактирование персональных данных плательщика.
10. Возможность оценить работу налоговых органов воспользовавшись сервисом "Анкетирование".
Пройти регистрацию в личном кабинет можно без посещения налогового органа:
1. На странице (https://nalog.gov.by/cabinet/) необходимо выбрать способ авторизации «С помощью логина и пароля».
2. Для перехода к регистрации посредством межбанковской системы идентификации пользователю необходимо нажать на ссылку «Регистрация через МСИ».
3. Для осуществления регистрации на открывшейся странице пользователю необходимо ввести идентификационный номер документа, удостоверяющего личность и нажать «Далее».
4. Регистрация пользователя возможна только при соблюдении следующих условий:
- пользователь состоит на учете в налоговых органах (физическому лицу присвоен УНП);
- пользователь не зарегистрирован в личном кабинете плательщика.
В случае несоблюдения одного из условий, регистрация пользователя невозможна.
В случае соблюдения условия для осуществления регистрации отображается следующее окно:
5. Пользователь выбирает вариант авторизации в МСИ:
- пароль. Этот вариант авторизации предполагает введение статического пароля при входе в личный кабинет МСИ.
- динамический пароль. Предполагает введение кода из СМС на странице авторизации.
6. На странице МСИ пользователю необходимо разрешить передачу сведений о личном номере.
7. По завершении идентификации пользователь возвращается на портал МНС, где открывается форма регистрации.
8. Основные сведения на форме регистрации заполняются автоматически. Данные сведения недоступны для редактирования. В случае наличия неактуальных (устаревших) данных, после завершения регистрации пользователю необходимо осуществить обновление персональных данных в авторизованном личном кабинете плательщика.
9. Для завершения регистрации пользователю необходимо ознакомиться с Соглашением о доступе к личному кабинету и принять его условия. Заполнить адрес электронной почты (осуществляется проверка адреса на корректность заполнения). Важно запомнить логин, а также придумать пароль для первой авторизации.
10. Нажать кнопку «Зарегистрироваться». После нажатия, на адрес электронной почты направляется сообщение.
В случае невозможности регистрации, обратитесь в налоговый орган.
Деятельность в сфере агроэкотуризма
Порядок осуществления физическими лицами деятельности в сфере агроэкотуризма регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. №365 "О развитии агроэкотуризма" (с изменениями и дополнениями, далее - Указ №365), статьями 322 - 325 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Физические лица имеют право осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии постоянного проживания в сельской местности, малых городских поселениях и ведения личного подсобного хозяйства.
При осуществлении данного вида деятельности могут оказываться следующие виды услуг:
предоставление жилых комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов;
обеспечение агроэкотуристов питанием;
проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
оказание услуг бань, саун и душевых;
катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;
предоставление инвентаря для спорта и отдыха;
транспортное обслуживание агроэкотуристов.
С 01.01.2022 ставка сбора составляет 31,00 рублей в календарный месяц за каждую агроэкоусадьбу. Уплата сбора производится в случае осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:
на территории одной или двух агроэкоусадеб в отношении соответственно одной или двух агроэкоусадеб за каждый календарный месяц - не позднее 1-го числа каждого календарного месяца;
плательщиками, впервые начавшими деятельность не с начала календарного месяца, - до начала осуществления деятельности в налоговом периоде.
Исчисление сбора прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
В случае прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до истечения календарного месяца или неосуществления деятельности в течение календарного месяца уплаченная сумма сбора возврату (зачету) не подлежит.
В случае планирования физическим лицом осуществлять деятельность в сфере агроэкотуризма на территории второй агроэкоусадьбы(ч.4п.1 Указа №365), существует обязанность в отношении такой агроэкоусадьбы уплатить сбор и направить письменное уведомление в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроусадьбы, указав в нем вторую.
Реализация продукции растениеводства и животноводства физическими лицами
При ведении личного подсобного хозяйства и осуществлении деятельности по производству, переработке и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции физические лица вправе самостоятельно без привлечения иных физических лиц осуществлять реализацию следующей продукции:
- овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, при реализации которых следует подать уведомление в налоговый орган и уплатить единый налог);
- молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде);
- продукции пчеловодства;
- иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами
Реализацию данной продукции без уплаты налогов можно осуществлять только при наличии справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.
На заметку
При наличии справки продавать продукцию с земельного участка без уплаты налогов также могут близкие родственники. К их числу относятся, в частности, родители (усыновители), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг, опекуны, попечители и подопечные.
Целью недобросовестных плательщиков вне зависимости от методов ее достижения является минимизация налогов. При этом такая минимизация может достигаться различными способами, в том числе выплатой заработной платы «в конвертах», т.е. без отражения ее на счетах бухгалтерского учета и без документального оформления при трудоустройстве.
Несмотря на проводимые государственными органами мероприятия по пресечению выплаты заработной платы «в конвертах», данная проблема актуальна и на сегодняшний день.
Решение данной проблемы во многом зависит и от сознательности самих граждан при их трудоустройстве. Зачастую граждане обращаются в контролирующие органы по факту уже допущенных нарушений трудового законодательства при их увольнении.
При официальном трудоустройстве работник имеет не только право на своевременное и в полном объеме получение зарплаты, но и все права, предусмотренные трудовым законодательством (право на пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, пособия по беременности и родам, пособия по безработице и другие виды выплат социального обеспечения), а также включение периода работы у нанимателя в его трудовой стаж, уплату работодателем страховых взносов и т.д.
При этом, все операции, связанные с начислением и выплатой зарплаты, отражаются в регистрах бухгалтерского учета нанимателя и документально подтверждены. В частности, работник в расчетном листке может увидеть все начисленные нанимателем суммы и суммы, подлежащие удержанию, по каждому виду начисления (удержания).
В случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления подоходного налога налоговым агентом этот налог у физического лица не удерживается. Его уплачивает налоговый агент за счет собственных средств. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога следует понимать невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Внесение этих положений направлено в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих такие доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.
Организации, выплачивающие заработную плату работникам в незначительных размерах, так же находятся на контроле у налоговой инспекции.
Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы (пункт 1 статьи 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями)) (далее – НК).
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей (пункт 2 статьи 322 НК).
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен (пункт 2 статьи 321 НК).
Ставка сбора установлена Решением Брестского районного Совета депутатов от 14.01.2016 № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введение их в действие» (с изменениями и дополнениями) в размере 5 %.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору с заготовителей не позднее 20-го числа и уплачивают сбор не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 3, 4 статьи 322 НК).
Суммы сбора включаются индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 323 НК).