Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 203/4) в целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов предусмотрено расширение перечня объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, а именно:
в объектах бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену (вступает в силу через 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4);
в объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту (вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4).
Также постановлением № 203/4 предусматривается снижение порогового значения (при обслуживании с 250 пассажиров до 50 пассажиров в сутки) для станций ГО «Белорусская железная дорога» в части возникновения обязанности установки и использования платежных терминалов (вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4).
При этом, постановлением № 203/4 предусмотрено, что для целей постановления № 924/16 под платежным терминалом понимается программно-техническое устройство, мобильное устройство с платежным приложением, устанавливаемое в соответствии с договором эквайринга и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек с последующим формированием карт-чека. В целях обеспечения установки и использования платежных терминалов субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно заключить договор с банком-эквайером и приобрести соответствующее оборудование (платежное приложение).
Также постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения торговой площади торговых объектов с 650 квадратных метров до 200 квадратных метров в отношении обязанности использования субъектами хозяйствования в этих торговых объектах, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах (данное изменение вступает в силу через 12 месяцев после официального опубликования постановления № 203/4). В связи с этим субъектам хозяйствования, осуществляющим продажу товаров в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров и более, необходимо будет использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) программные кассы, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах. При этом обращаем внимание, что дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Расширение обязанности применения кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет товаров с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси, на торговые объекты с торговой площадью 200 квадратных метров и более, позволит получать в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) информацию о реализации конкретных товаров и ценах на них.
Постановлением № 203/4 предусмотрено сокращение ряда случаев, когда субъекты хозяйствования, могут не использовать кассовое оборудование. Так, постановлением № 203/4 из числа существующих сейчас изъятий исключаются:
осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
торговля непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах;
осуществление разносной торговли плодоовощной продукцией;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);
осуществление обучения несовершеннолетних;
оказание бытовых услуг и осуществление розничной торговли товарами в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену (вступает в силу через 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4);
оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.
По большинству указанных выше случаев изменения вступают в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4, в связи с чем у субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в указанных случаях, возникнет обязанность использования кассового оборудования. При этом плательщики могут для этих целей использовать как кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО), так и программные кассы, разрешенные к использованию в Республике Беларусь. Указанным субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно приобрести кассовое оборудование (программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие установку СКНО, и принять меры по подключению кассового оборудования к СККО, предварительно заключив с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ www.skko.by).
Введение постановлением № 203/4 обязанности использования в указанных выше случаях кассового оборудования позволит усилить контроль за достоверностью выручки субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа по каждому факту продажи товаров (работ, услуг). Кроме того, применение кассового оборудования позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денежных средств, что является наиболее трудоемким процессом, чем использование в работе кассового оборудования, повысит скорость и качество оформления расчетов с покупателями (потребителями), а также будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району разъясняет.
Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) такие виды деятельности как: видеосъемка событий; фотосъемка, изготовление фотографий; оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота; деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг; деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру; деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой и иные виды деятельности, указанные в пункте 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и места осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
В зависимости от места осуществления вышепоименованных видов деятельности, приложением 24 к НК установлены следующие размеры ставок единого налога, бел. руб.:
|
г. Брест |
Брестский, Каменецкий р-н |
видеосъемка событий |
112,00 |
68,00 |
фотосъемка, изготовление фотографий |
104,00 |
63,00 |
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота |
20,00 |
14,00 |
деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг |
101,00 |
46,00 |
деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру |
96,00 |
35,00 |
деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой |
110,00 |
63,00 |
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району.
Физические лица вправе сдавать жилые (нежилые) помещения внаем (аренду) другим физическим лицам. При этом от того на какой период сдается помещение зависит как правильно оформить данный вид деятельности и какой налог следует уплатить.
Так, для сдачи жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на долгосрочный период, необходимо следующее:
1. заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в городах районного подчинения и поселках городского типа г. Каменец, г. Высокое – 15,50 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях – 11,10 бел. руб., г. Бресте, установлена в размере 32,20 бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату;
При сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на краткосрочный период, необходимо следующее:
1. подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу в городах районного подчинения и поселках городского типа г. Каменец, г. Высокое – 75,00 бел. руб. за месяц, ) в г. Бресте, установлена в размере 122,00 бел. руб. за месяц.
Советом Министров Республики Беларусь 22 апреля 2021 принято постановление № 230 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление).
Постановление принято в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 9), предусматривающего совершенствование действующего в Республике Беларусь механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также создание нового механизма – маркировки товаров средствами идентификации, предусмотренного Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 (далее – Соглашение).
Так, в частности, постановлением определяются:
перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками;
перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации
необходимость маркировки остатков товаров, возникающих на дату включения товаров в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, в целом аналогичен действующему перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 и включающему по состоянию на 22.03.2021 более 20 товарных позиций (чай, кофе, телевизоры, ноутбуки, масло растительное и др.). Определение указанного перечня обусловлено предусмотренным Указом № 9 переходом от широкого ассортимента контрольных (идентификационных) знаков различных видов, применяемых для маркировки каждой товарной позиции, на использование унифицированных контрольных знаков.
Справочно. Из перечня исключены соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ» и «воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки» в потребительской упаковке вместимостью до 0,25 литра включительно.
В перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации включены:
изделия из натурального меха, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0 - 4303 10 906 0, 4303 10 908 0 (маркировка в Республике Беларусь осуществляется с 20 марта 2016 г.);
обувь, классифицируемая кодами ТН ВЭД ЕАЭС 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 (срок введения маркировки – с 01.11.2021, маркировка остатков – до 01.03.2022);
отдельные товары легкой промышленности, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 6201, 6202, 6302 (срок введения маркировки – с 01.03.2022, маркировка остатков – до 01.07.2022);
шины и покрышки пневматические резиновые новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1,
4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 (срок введения маркировки – с 01.12.2021, маркировка остатков – до 01.04.2022);
молочная продукция, классифицируемая кодами единой ТН ВЭД ЕАЭС 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 (срок введения маркировки для сыров и мороженого – с 08.07.2021, для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток – с 01.09.2021, со сроком хранения до 40 суток (включительно) – с 01.12.2021, необходимость маркировки остатков не предусматривается).
Также постановлением устанавливается дополнительная операция (этап оборота товаров), при осуществлении которого у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, подлежащих маркировке, возникает обязанность по передаче сведений о них и дополнительной операции (этапе оборота товаров) в систему маркировки. Таким дополнительным этапом будет являться продажа (перемещение) товара в рамках трансграничной торговли. Субъекты хозяйствования, осуществляющие продажу (перемещение) в рамках трансграничной торговли товаров, маркированных средствами идентификации, до осуществления такой операции должны будут передать в систему маркировки информацию, определяемую Министерством по налогам и сборам.
В связи с изменением терминологии в сфере маркировки товаров, а также отменой изготовления и фактического использования (после использования всех ранее приобретенных) контрольных (идентификационных) знаков в связи с переходом на использование унифицированных контрольных знаков, постановлением вносятся изменения в отдельные постановления Совета Министров.
Постановление вступает в силу с 8 июля 2021 г.Советом Министров Республики Беларусь 23.04.2021 принято постановление № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496» (далее - постановление).
Постановление принято в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Указ № 496), предусматривающего создание системы прослеживаемости товаров, под которой понимается информационная система сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров, внедрение которой предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29.05.2020.
Так, в частности постановлением устанавливаются:
перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень);
единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных;
необходимость, порядок и сроки представления сведений об остатках товаров, включенных в перечень;
порядок осуществления EDI-провайдером контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в Программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» (далее – ПК СПТ) сведений о товарах, указанных в электронных накладных;
порядок отказа EDI-провайдера в передаче EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю электронных накладных в случаях их несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;
дополнительные реквизиты, подлежащие указанию в электронных накладных.
В соответствии с постановлением в Республике Беларусь с 1 декабря 2021 г. вводится прослеживаемость в отношении двух товарных групп:
холодильники и морозильники бытовые, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0,
8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1, 8418 40 800 1;
шины и покрышки пневматические резиновые новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1,
4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
Прослеживаемости будут подлежать также остатки таких товаров, имеющихся у субъектов хозяйствования по состоянию на 01.12.2021. При этом постановлением предусматривается, что сведения об остатках товаров, включенных в перечень товаров, представляются субъектами хозяйствования в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа до осуществления операций, связанных с оборотом остатков таких товаров, но не позднее сроков, установленных в перечне (в отношении холодильников и морозильников – не позднее
01 февраля 2022 г., в отношении шин и покрышек – не позднее 1 апреля 2022 г.).
Также постановлением установлено, что при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами-членами Евразийского экономического союза, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечни), в товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов подлежат указанию следующие дополнительные реквизиты:
код товара на уровне десяти знаков в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установленные Советом Министров Республики Беларусь (далее – единицы измерения, в отношении холодильников и морозильников, а также шин и покрышек – штуки);
количество товара в единицах измерения;
цена за единицу измерения товара;
тип, дата и номер приходного документа, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной;
номер строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной.
При составлении субъектами хозяйствования электронных сообщений, создаваемых грузоотправителем при отгрузке товаров, включенных в перечни, в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или) иностранного гражданина, и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, в таких сообщениях в дополнение к реквизитам, установленным для товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов буду указываться следующие реквизиты:
серия и номер бланка товарной накладной, составляемой на бумажном носителе, которая будет использоваться при доставке грузополучателю указанных в сообщении товаров посредством почтовой связи или иного вида доставки, включая доставку железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (при международной автомобильной перевозке) транспортом;
код страны грузополучателя;
наименование страны грузополучателя;
код страны, по территории которой осуществляется перевозка товаров;
наименование страны, по территории которой осуществляется перевозка товаров.
Кроме того, постановлением регламентирован порядок осуществления контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных и отказа в дальнейшей передаче электронной накладной в случае установления их несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных.
Так, в частности постановлением предусматривается, что EDI-провайдер при получении от субъекта хозяйствования – грузоотправителя электронной накладной, содержащей сведения о прослеживаемых товарах обязан:
осуществить контроль за соответствием электронных накладных форматам, установленным постановлением;
Справочно. В настоящее время такие форматы установлены постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20.
проконтролировать заполнение в электронной накладной всех дополнительных реквизитов (указание всех сведений), обязательность которых установлена постановлением;
осуществить запрос в ПК СПТ на предмет наличия в нем сведения о товарах, указанных в электронных накладных.
В случае установления EDI-провайдером несоответствий по результатам проверки самостоятельно (на предмет соответствия установленным форматам и заполнением всех обязательных реквизитов) либо при получении отрицательного ответа от ПК СПТ постановлением предусматривается, что такие электронные накладные не подлежат дальнейшей передаче и возвращаются создавшему их субъекту хозяйствования с приложением информации о причине такого возврата.
Одновременно, учитывая, что Указом № 496 на EDI-провайдеров возлагается ряд обязанностей по обеспечению реализации механизма прослеживаемости, постановлением предусматривается установление дополнительного требования к EDI-провайдерам в части обеспечения работоспособности информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с МНС по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ.
Учитывая, что в соответствии с нормами Указа № 496 функционирование ПК СПТ обеспечивается МНС, проектом постановления предусматривается, что порядок подтверждения работоспособности информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с МНС по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ, будет устанавливаться МНС.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. № 128 «О применении специальных мер» Советом Министров Республики Беларусь 23 апреля 2021 г. принято постановление № 240 «О применении специальных мер» (далее - постановление № 240).
Постановлением № 240 установлен перечень запрещенных товаров, а также утверждено Положение о порядке действий в отношении запрещенных товаров (далее – Положение). Соответствующие перечень и Положение вступили в силу с 5 мая 2021 г.
Положением предусмотрена возможность для субъектов хозяйствования реализовать имеющиеся у них остатки запрещенных товаров, промаркировав их специальными контрольными знаками. Для этих целей субъекты торговли, у которых во владении находятся запрещенные товары (далее – товары), должны выполнить требования пунктов 12-14 Положения, а именно:
с 5 мая 2021 г. приостановить оптовую и (или) розничную торговлю товарами;
не позднее 13 мая 2021 г. провести инвентаризацию образовавшихся товаров (включая инвентаризацию остатков товаров во вскрытой потребительской упаковке с указанием их объема (массы) и оформить инвентаризационную опись в двух экземплярах. В инвентаризационную опись не включаются остатки товаров с просроченным сроком годности на дату инвентаризации;
не позднее пяти рабочих дней с даты составления инвентаризационной описи представить два ее экземпляра в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет (далее – инспекция МНС). Инспекция МНС в день представления инвентаризационных описей проставляет на них отметки о дате приема, после чего один экземпляр инвентаризационной описи возвращает субъекту торговли, копию второго экземпляра в течение пяти рабочих дней направляет в РУП «Издательство «Белбланкавыд»;
хранить остатки товаров в местах их нахождения при соблюдении условий, установленных в пункте 14 Положения;
приобрести у РУП «Издательство «Белбланкавыд» специальные контрольные знаки в количестве, не превышающем количество товара, указанного в инвентаризационной описи. При этом специальные контрольные знаки не реализуются для остатков товаров, включенных в инвентаризационную опись, во вскрытой потребительской упаковке;
не позднее 5 июля 2021 г. промаркировать остатки товаров без вскрытой потребительской упаковки (в течение 60 календарных дней с даты вступления в силу Положения);
реализовать или использовать остатки товара во вскрытой потребительской упаковке без маркировки их специальными контрольными знаками в течение 60 календарных дней с даты проведения инвентаризации, но не более установленного срока годности.
Налоговыми органами будет осуществлять контроль за ввозом на территорию Республики Беларусь и реализацией запрещенных товаров в торговых объектах, на рынках, выставках, ярмарках, в интернет-магазинах и глобальной компьютерной сети Интернет.
В случае выявления фактов ввоза на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров налоговым органом по месту постановки на учет плательщика на основании имеющихся у него сведений будет направляться в адрес плательщика уведомление в порядке, установленном частью первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь, с указанием на запрет ввоза запрещенных товаров на территорию Республики Беларусь и принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением документов (их копий), подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь.
В случае выявления не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров лицам, во владении которых находятся указанные товары, должностными лицами налогового органа будут выдаваться требования о запрете реализации запрещенных товаров, о необходимости вывоза запрещенных товаров за пределы территории Республики Беларусь.
В случае выявления фактов обращения на территории Республики Беларусь не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров, налоговым органом по месту постановки на учет плательщика на основании имеющихся у него сведений будет направляться в адрес плательщика уведомление в порядке, установленным частью первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь и (или) принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением подтверждающих документов.
Подтверждающими документам являются:
при вывозе запрещенных товаров за пределы Республики Беларусь через таможенную границу ЕАЭС – таможенная декларация и транспортные (перевозочные) документы;
при вывозе товаров в государства-члены ЕАЭС – транспортные (перевозочные) документы.
В случае невыполнения требования должностного лица налогового органа к виновным лицам будут применяться меры административной ответственности, предусмотренные статьей 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения (далее – КоАП). В отношении лиц, осуществляющих реализацию запрещенных товаров в нарушение установленного порядка, будет вестись административный процесс по статье 13.3 КоАП.
Приложение
к постановлению Совета
Министров Республики Беларусь
от 23.04.2021 №240
ПЕРЕЧЕНЬ запрещенных товаров
Краткое наименование товара |
Код единой Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности Евразийского экономического союза |
Производители |
||
1. Парфюмерные, косметические или туалетные средства, изделия из пластмасс |
из 3304,
|
группа компаний "BEIERSDORF" (торговые марки "NIVEA", "EUCERIN", "LA PRAIRIE", "LABELLO", "HANSAPLAST", "FLORENA", "8X4", "SKIN STORIES", "GAMMON", "TESA", "CHAUL", "COPPERTONE", "HIDROFUGAL", "STOP THE WATER WHILE USING ME") |
||
2. Автомобили легковые |
из 8703
|
|
||
3. Химическая и нефтехимическая продукция
|
из 2710, |
группа компаний "LIQUI MOLY"
|
Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 355 НК).
Под "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма (поднайма), заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (пункт 47 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК).
Так в частности в Брестской области установлены следующие ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в зависимости от территории осуществления деятельности (места расположения сдаваемого помещения):
- по предоставлению мест для краткосрочного проживания: г. Брест – 100,05 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 72,45 руб. за месяц, г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 66,70 руб. за месяц, города районного подчинения, за исключением г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 62,10 руб. за месяц, поселки городского типа, сельские населенные пункты – 35,65 руб. за месяц (пункт 38 таблицы 2 Приложения к решению Брестского областного Совета депутатов № 218 от 16.12.2016 г. «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. № 145 и от 27 сентября 2016 г. № 191);
- по сдаче в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания): г. Брест – 30 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 15 руб. за месяц, другие населенные пункты – 12 руб. за месяц (подпункт 1.9 пункта 1 приложения № 24 к НК);
Обращаем внимание, что на основании решения Брестского областного Совета депутатов от 18.05.2020 № 173 «Об уменьшении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» во II и III кварталах 2020 года уменьшен в два раза размер применяемых в этот период ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Следует также обратить внимание, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания или сдачи в аренду помещений, единый налог уплачивается по каждой сдаваемой жилой комнате в квартире, жилом доме, по каждому садовому домику, по каждой даче (часть 1 пункта 11 статьи 342 НК).
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 342 при предоставлении в отчетном периоде в одном жилом доме, одной квартире, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и одновременной сдачи этого же помещения в аренду (субаренду), наем (поднаем) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога с учетом положений части первой настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 процентов с суммы такого превышения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).С целью минимизации затрат на оплату труда и налоговой нагрузки недобросовестные субъекты хозяйствования нередко нарушают законодательство, официально выплачивая работникам лишь минимально допустимую заработную плату, а оставшуюся часть согласно договоренности - неофициально (так называемую заработную плату в конвертах) либо и вовсе не оформляют трудовые отношения с работником должным образом.
Выплачивая заработную плату в конвертах, наниматели скрывают доходы работников и фактически уходят от обязательных платежей в бюджет.
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) внесены положения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) путем выплаты доходов физическим лицам без их отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Так, с 01.01.2021 в соответствии с пунктами 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
Согласно части 2 статьи 195 Налогового кодекса под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Обращаем внимание, что с нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, о фактах выплаты зарплаты «в конвертах» информируются Департамент государственной инспекции труда, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь для реагирования в пределах компетенции.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение социального налогового вычета в соответствии с нормами статьи 210 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (абз. 3 ч. 2 ст. 195 НК).
Обязательным условием предоставления данного вычета является получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в учреждениях образования Республики Беларусь.
К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.
Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 207 НК).
Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику, или налоговому органу перечень документов.
Согласно пункта 3 статьи 210 НК, такими документами являются:
- справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
- копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
- копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
- копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
- документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
- копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
- копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
- справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.
Документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним), должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.
Право на применение социального налогового вычета имеют оба родителя независимо от того, кем из них осуществлены расходы в виде оплаты за обучение, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов. Это означает, что при получении социального налогового вычета применяется заявительный принцип. Независимо от того, кто указан в документах об оплате обучения в качестве плательщика (сам ребенок, отец или мать ребенка), право на получение социального налогового вычета имеет тот из родителей, кто заявил о таком праве. Однако родители не могут воспользоваться социальным налоговым вычетом в отношении одной и той же суммы расходов одновременно в полном размере (и отец, и мать ребенка) (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).
Налоговому агенту (в течение налогового периода) или налоговому органу (по окончании налогового периода) могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним). В этом случае представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов - отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета.
При этом при получение плательщиком социального вычета в налоговом органе он вправе представить не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц (далее - налоговая декларация) по доходам, полученным в истекшем налоговом периоде (п. 1,2 ст. 222 НК).
В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа (ч. 3 п. 6 ст. 210 НК).
Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).
Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК).
Вместе с тем, согласно части 8 пункта 1 статьи 223 НК, возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога с физических лиц может быть произведен не позднее пяти лет со дня его уплаты в бюджет.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Для того, что бы осуществлять деятельность по оказанию услуг репетиторства без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, следует понимать несколько важных пунктов.
Первое.
Репетиторство - это консультативные услуги по отдельным учебным предметам и дисциплинам, образовательным областям, темам (в т.ч. помощь в подготовке к централизованному тестированию).
Т.е. занятия с репетитором подразумевают преодоление трудностей в изучении учебных предметов либо отдельных тем учебных программ по учебным предметам.
Однако важно не путать репетиторство с обучением новым предметам и знаниям.
Задача репетитора - помочь лучше разобраться в изучаемом предмете, но не обучить новой дисциплине.
В случае, если вы хотите обучать ваших учеников новым знаниям, умениям, навыкам, развивать их творческие способности, вам придется зарегистрироваться в качестве ИП. Такая деятельность подпадает под понятие "обучение" и к репетиторству не относится (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).
Второе.
Если же Ваша деятельность является «репетиторством», то важно, чтобы оказание услуги было самостоятельным. Так как если физическое лицо захотело привлечь наемный труд, нанять кого-то еще, например, по трудовому договору или договору подряда, то необходима регистрация в качестве ИП (ч. 3, 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 35,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 32,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах – 25,00 руб. за месяц.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства или по телефону 96413, 23691