Чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития бизнеса и улучшения качества обслуживания налогоплательщиков, создан ряд электронных сервисов, благодаря которым централизованно можно получить необходимые справки и разрешительные документы, подать налоговую отчетность, получить налоговые консультации и узнать о нововведениях налогового законодательства.
В настоящий момент помимо возможности подавать налоговые декларации в электронном виде пользователи системы электронного декларирования имеют оперативный доступ к сведениям об излишне уплаченных платежах в бюджет, проведенных зачетах, результатах выполнения административных процедур по поданным заявлениям и другой информации. Один из самых распространенных сервисов — личный кабинет плательщика, который находится на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
«Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» делает для плательщиков жизнь проще, понятнее и доступнее. Этот сервис удобен для тех, кто привык экономить время, используя Интернет.
В функционале «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для плательщиков реализована возможность в режиме реального времени:
Подать заявку на получение следующих документов:
- сведения о недоимках, переплатах и пене;
- справка о расчетах с бюджетом;
- выписка из лицевых счетов;
- о проведенных зачетах;
- реестр платежей;
- извещение на уплату земельного налога и налога на недвижимость;
- постановления о приостановлении операций по счетам;
- постановления об отмене приостановления операций по счетам.
Кроме того, можно просматривать личную историю заказанных и полученных документов с возможностью скачать любой документ в формате PDF, просмотреть и сохранить его в выбранную папку;
Проверить электронный документ, направленный в налоговый орган и полученный на него ответ налогового органа, получить отображения внешней формы документа в формате PDF;
Записаться на личный прием к руководству инспекций МНС и посмотреть личную историю записей;
Заполнить и подать декларацию в налоговый орган по большинству налогов;
Кроме того, предусмотрена возможность загрузить декларацию в формате xml с компьютера пользователя (например, за предыдущий период) для последующей работы на портале – до заполнения, подписания, отправки;
Просмотреть ранее поданные декларации;
Уплатить налоги для плательщиков, использующих Интернет-банкинг Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфа-банка и Белинвестбанка;
Подать заявления на осуществление административных процедур в электронном виде в налоговый орган и просмотреть ранее поданные заявления;
Просмотреть сообщения, поступающие от налоговых органов;
Работать с документами Евразийского экономического пространства (ЕАС): заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и передать заявление в АИС «Таможенный союз» с полным пакетом прилагаемых документов в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов, а также просмотреть заявления, поступившие в адрес плательщика.
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в целях реализации концепции развития налоговых органов, базирующейся на расширенном взаимодействии с плательщиками в электронном виде, проводится активная работа по созданию, внедрению и дальнейшему продвижению электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами.
Делая выводы, можно отметить, что система электронного декларирования заняла свою нишу в системе оказания налоговых услуг бизнесу Беларуси. С момента ее запуска прошло 7 лет, на протяжении которых она совершенствовалась, дорабатывалась, наполнялась новыми услугами и сервисами с целью автоматизации и упрощения налогообложения для представителей бизнес сообщества.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Каменецкому району доводит да сведения налогоплательщиков, что с 23 января 2016 г. изменился порядок выдачи книги замечаний и предложений организациям и индивидуальным предпринимателям.
Книга выдается республиканским унитарным предприятием «Издательство «Белбланкавыд», а не налоговым органом, но в случае изменения адреса места нахождения книги (книг) организация или индивидуальный предприниматель не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения места нахождения книги (книг) обязаны обратиться, в налоговый орган по месту постановки на учет для внесения соответствующих изменений в электронный банк данных в порядке, предусмотренном пунктом 2.28 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
При обнаружении фактов порчи (повреждения, брака), утраты книги не позднее рабочего дня следующего за днем обнаружения указанных фактов, организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет представляется соответствующий акт, в котором указывается регистрационный номер книги, адрес ее места нахождения, причина порчи (повреждения, брака), утраты книги.
При обнаружении факта хищения книги в налоговый орган представляется документ, подтверждающий обращение в орган внутренних дел по факту её хищения.
Налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего акта либо документа, подтверждающего обращение в орган внутренних дел по факту хищения книги, передает в электронный банк данных информацию о книге с признаком «Недействительно».
При этом реализующей организацией в случаях порчи (повреждения, брака), утраты, хищения книги, новая книга выдается после внесения налоговым органом в электронный банк данных информации о книге с признаком «Недействительно».
При несоблюдении указанных требований организация, индивидуальный предприниматель подлежит административной ответственности по статье 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений.
C 1 января 2013 года в Республике Беларусь ведется Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр), создание которого было регламентировано Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного документа установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (далее - субъекты предпринимательской деятельности) подлежат включению в Реестр при наличии одного или нескольких следующих оснований:
1. в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных статьей 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» Уголовного кодекса Республики Беларусь;
2. на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;
3. сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;
4. фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;
5. субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленном законодательством и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства), при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые Министерством по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов;
Четкое определение в Указе № 488 оснований для включения в Реестр каждому субъекту предпринимательской деятельности, желающему занять или сохранить свое место на рынке товаров (работ, услуг), дает возможность предпринять все необходимые меры для исключения в своей деятельности оснований для пополнения списка коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Кроме того, любой субъект хозяйствования имеет возможность на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь проверить не содержится ли его контрагент по сделке в вышеназванном Реестре, что позволит снизить риск при осуществлении сделок, т.е. обезопасить себя. Ведь сделки с субъектами, включенными в Реестр, признаются контролирующими органами ничтожными, что влечет доплату налогов в бюджет.