Кассовый чек в
такси как гарантия защиты прав пассажира
Водитель при оплате поездки наличными деньгами или банковской
платежной карточкой обязан выдать пассажиру платежный документ (далее – чек), получив
который пассажир понимает, что его деньги не прошли мимо кассы перевозчика
и с этой суммы будут уплачены налоги.
Чек не только подтверждает оплату за приобретенные услуги такси, но и гарантирует
защиту прав пострадавшего при наступлении страхового случая (факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты,
недостачи или повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки,
перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки багажа).
При посадке в автомобиль-такси перед расчетом наличными денежными
средствами пассажиру следует убедиться, что автомобиль-такси оборудован программной кассой для такси или
кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (далее – кассовое
оборудование).
При отказе
водителя выдать чек при получении от
пассажира оплаты наличными средствами за поездку пассажир может оставить
свое обращение о нарушении порядка приема наличных денежных средств посредством
системы «обращения.бел» либо совершив звонок в телефонную справочную систему
налоговых органов «Контакт – центр».
Справочно. Доступ к «Контакт – центру»
налоговых органов организован по единому телефонному номеру 189 для всех
операторов связи, либо по номеру 8 (017) 229 79 79.
Пассажир также вправе в указанном порядке
информировать налоговые органы о правонарушениях в следующих случаях:
отсутствие информации о перевозчике,
водителе, автомобиле в Реестре;
не включение, неисправность кассового оборудования;
несоответствие размеров произведенной оплаты стоимости указанной в чеке
поездки;
отсутствие в чеке предусмотренных реквизитов (наименование автомобильного перевозчика, УНП, государственный номер
автомобиля, дата и время начала и окончания услуги, общая стоимость услуг,
уникальный идентификатор (24 буквенно-цифровых символа и QR-код), иная информация).
При совершении
поездки в такси с неисправным или
выключенным кассовым оборудованием пассажир в случае, когда отсутствует возможность получения ЧЕКА имеет право НЕ ОПЛАЧИВАТЬ поездку!
В случае
возникновения конфликтной ситуации и наличии со стороны водителя угрозы
причинения вреда жизни или здоровью пассажиру рекомендуется осуществить
бесплатный звонок по короткому номеру 102 и сообщить о противоправном поведении
водителя автомобиля-такси.
Кроме того, пассажир
может проверить добросовестностьавтомобильного перевозчика и уточнить нахождениекак водителя, так и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (далее – Реестр), пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by
Справочно. В соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2024 № 32 «Об автомобильных
перевозках пассажиров» введен государственный информационный ресурс «Реестр». В
реестр включаются сведения об автомобильных перевозчиках, о транспортных средствах,
о водителях транспортных средств, о диспетчерах автомобильных перевозок
пассажиров в нерегулярном сообщении, о диспетчерах такси.