|
Официальная
правовая информация. Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“,
12.03.2025 Национальный центр
законодательства и правовой информации Республики Беларусь |
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(март 2025 г.)
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРАВОВОЙ
ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
(для работников предприятий реального сектора
экономики)
Принятие в 1994 году Конституции
независимой Республики Беларусь, определившей стратегические цели развития
белорусского общества и государства, установившей основы государственного
строя, гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина,
является, безусловно, исторически значимым событием для народа Беларуси.
Конституция не только на формальном
юридическом уровне закрепила суверенитет страны. Как следует из ее преамбулы,
народ Беларуси заявил о себе как о полноправном субъекте мирового сообщества,
подтвердил преемственность с многовековой историей развития белорусской
государственности.
«С принятием Конституции начался
отсчет нового этапа истории современной Беларуси – суверенной и политически независимой. Именно
тогда были заложены фундаментальные правовые основы развития нашего государства
и общества.
Вдумайтесь: чуть больше 30 лет
назад. В истории мира, человечества – это всего лишь миг. А для нас – тех, кто
все эти годы строил нашу страну, – целая жизнь. Сложная, противоречивая, порой на
грани возможностей, но, безусловно, интересная и, главное, – без остатка
отданная любимой стране жизнь. И на этом пути Конституция Республики Беларусь
стала нашим ориентиром, поистине народным государствообразующим документом, что
особенно проявилось в ходе наших референдумов» (А.Г.Лукашенко, из выступления на встрече,
приуроченной к 30-летию Конституции
Беларуси 15 марта 2024 г.).
История подготовки и принятия Конституции
Республики Беларусь 1994 года
В начале 1990-х годов в условиях
демократизации государственных и общественных институтов, поляризации различных
социальных групп и общественного мнения назрела необходимость закрепления
политического и экономического плюрализма на конституционном уровне. В
общественном сознании утвердилась идея обретения союзными республиками
государственного суверенитета, создания условий для достойного и свободного развития
личности, что требовало реформирования Конституции.
Общественно-политическая ситуация в
указанный период усугублялась масштабным экономическим кризисом, вызванным
неэффективностью советской модели экономики, что повлекло снижение
управляемости государства и общества. В данных условиях в средствах массовой
информации активно обсуждались пути реформирования государственного устройства
страны. Мнения относительно формы правления в будущем государстве сводились к
двум концептуальным идеям: построения в суверенной Беларуси президентской или
парламентской республики.
Сторонники парламентарной формы
правления апеллировали к
историческому наследию. В истории Беларуси периода Средневековья и Нового
времени и Великое Княжество Литовское, и Речь Посполитая были парламентскими
государствами, где значительную роль играли сословно-представительные органы.
Приверженцы президентской формы
правления утверждали, что на
переломных этапах общественного развития необходима сильная исполнительная
власть во главе с президентом республики, который сможет консолидировать
общество и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в
социально-экономической и политической сферах.
Вступившая в силу 30 марта 1994 г. Конституция
Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого
белорусского государства на иной социально-экономической основе, закрепила
ориентиры общественного
развития, его перспективы. Она установила принципы демократического строя
(народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство
права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.
Впервые в Беларуси был введен
институт президентства. Тогда, на
переломном этапе развития страны белорусское общество как никогда нуждалось в
сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально
эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической
и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. после
сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был
избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3 % граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что
Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной
власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Справочно:
Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих
его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и
референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и
Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси,
роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также
объявление войны и заключение мира).
Правительство несло ответственность
перед Президентом и перед парламентом.
Также учреждался институт
конституционного контроля – Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституция 1994 года, президентские
выборы создали объективные исторические предпосылки, заложили политические и
правовые основы строительства суверенной и независимой Беларуси. Это
свидетельствовало о том, что национальная элита вместе с белорусским народом
обладает способностью и имеет возможность укреплять и развивать белорусскую
государственность.
Однако отсутствие у национальной
элиты политического и социального опыта и согласия, ее раскол, нежелание
выстраивать отношения в соответствии с новыми принципами и нормами,
закрепленными в Конституции, создали предпосылки для политического
противостояния между законодательной и исполнительной властью. В этих условиях единственным
арбитром в разрешении политического конфликта, ослаблявшего государственность,
был белорусский народ.
Референдумы в Беларуси: вехи конституционного
развития (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022 г.).
Первый за годы независимости референдум в истории
нашей страны был проведен 14 мая 1995 г. Учитывая сложившуюся социально-экономическую
и политическую ситуацию, Президент Республики Беларусь вынес на республиканский
референдум важнейшие вопросы о государственном флаге, государственном гербе,
государственных языках, экономической интеграции с Российской Федерацией.
В ходе всенародного голосования 14
мая 1995 г. инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества.
Решения референдума стали отражением политических и социально-экономических
перемен в обществе и государстве, а также определили вектор развития
белорусской государственности, совершенствования демократических институтов на
перспективу.
Справочно:
В голосовании на республиканском
референдуме приняли участие 64,8 % имевших на это право граждан. За придание
русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3 % избирателей, за установление новых
Государственного флага и Государственного герба – 75,1 %. Действия Президента, направленные на
экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3 % граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7 %.
Последующие попытки президентской
власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из
кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского
народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами
страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.
Политическая и экономическая
стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994
года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.
Для выхода из этой ситуации в
августе 1996 г. А.Г.Лукашенко
предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию,
превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный
Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на
народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении
республики в парламентскую.
Таким образом, на второй
республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной
Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении
изменений и дополнений в Конституцию (предложенных
Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без
ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене
смертной казни.
В результате голосования 24
ноября 1996 г.проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко,
поддержали 70,45 % от
общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9 % от общего числа избирателей.
Справочно.
В голосовании на республиканском
референдуме приняли участие 84,14 % граждан, внесенных в списки для голосования. За
одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18 % граждан, за
принятие предложенной А.Г.Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45 %, против
одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и
продажу земли?» проголосовали 82,88 %, против отмены смертной казни – 80,44 %.
Новая Конституция вобрала в себя
ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о
гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах.
Внесенные изменения позволили обеспечить эффективную деятельность всех ветвей
власти в интересах белорусского народа.
Следующий референдум, на который
были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь,
состоялся 17 октября 2004 г. (был
совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части
первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности
Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию
указанной нормы Конституции высказались 79,42 %граждан от общего числа внесенных в списки для голосования. При этом характер
взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и
закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Республики Беларусь
стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и
документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной
государственности и совершенствования демократических институтов.
Но время не стоит на месте,
происходят общемировые процессы, развитие общественных отношений внутри каждого
государства. Наше – не исключение. Развитие государства в уже изменившихся условиях
потребовало конституционных преобразований. Они были сделаны в 2022 году, но
разговор о необходимости корректировки Основного закона начался гораздо раньше – еще в 2018-м. Уже
тогда на встрече с судьями Конституционного Суда Президент озвучивал
необходимость провести референдум. При этом он отметил, что Конституция
должна идти на шаг-два впереди изменений общества.
Стремительное развитие всех сфер
белорусского общества, укрепление
осознания белорусами ценности национального суверенитета и существующая
динамика геополитической ситуации стали важными обстоятельствами,
побудившими к дальнейшему совершенствованию норм Основного Закона в 2022 году.
В основу работы Конституционной
комиссии, созданной указом Главы государства 15 марта 2021 г., были положены
предложения граждан по изменению Конституции,
высказанные на диалоговых площадках в ходе подготовки шестого Всебелорусского
народного собрания.
Важной составляющей подготовки
проекта изменений в Конституцию стал сбор и анализ предложений общественности.
Только в Конституционную комиссию поступило несколько тысяч конкретных
предложений граждан, общественных объединений, экспертного сообщества. По всей
Беларуси прошли диалоги и научные дискуссии, по итогам которых внесено более 15
тысяч предложений.
На заключительном этапе работы, по
уже подготовленному проекту изменений Конституции также поступило около 9 тысяч
предложений граждан и организаций.
При подготовке материалов к
заседаниям Конституционной комиссии проанализированы конституции 193 государств
мира, принят во внимание зарубежный опыт проведения конституционных реформ.
Справочно:
В Азербайджане за последние 30
лет проведено три конституционных референдума: в 2002, 2009 и 2016 годах. В
Казахстане изменения в Конституцию вносились в 1998, 2007, 2017 и 2022 годах, в
Кыргызстане за период 1994–2021 годов Основной закон менялся десять раз, в
Узбекистане поправки вносились в 2009, а также в 2016 и 2017 годах, а 30 апреля
2023 г. прошел референдум по принятию новой редакции Конституции Узбекистана
путем всенародного голосования.
Серьезные поправки в Конституцию Российской
Федерации внесены в июле 2020 г. В соответствии с ними претерпели
изменения не только полномочия органов власти, но и ряд основополагающих
постулатов, затрагивающих идеологические концепты российского государства.
В каждом конкретном государстве свои
основания и цели реформ, но общая тенденция – сохранение сильной государственной власти и
обеспечение высокой динамики экономического развития.
Таким образом, внесение изменений в
Конституцию Республики Беларусь на республиканском
референдуме 27 февраля 2022 г. обусловлено объективной трансформацией
общественно-политических и экономических процессов.
Основные конституционные преобразования, принятые
на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.
В настоящее время Конституция
Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей.
Сущность изменений Конституции заключается в следующем:
сохранена президентская форма
правления с перераспределением полномочий Президента, Парламента и
Правительства исходя из их конституционных функций;
установлен конституционный статус
Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа
народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и
государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя,
преемственность поколений и гражданское согласие;
усовершенствованы конституционные
основы избирательной системы, определен конституционный статус Центральной
избирательной комиссии;
предусмотрен новый порядок
формирования Верховного и Конституционного судов: председатели, заместители
председателей и судьи Верховного и Конституционного судов избираются и
освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием;
установлен на конституционном уровне
статус Верховного Суда Республики Беларусь как органа, возглавляющего систему
судов общей юрисдикции;
расширены гарантии судебной защиты
прав граждан – установлено полномочие Конституционного Суда по рассмотрению конституционных
жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.
О некоторых изменениях более
подробно.
Произошла трансформация трактовки
понятия «социальное государство».
Конституционные положения о
социальном характере белорусского государства получили развитие и
содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав лиц с
ограниченными возможностями, молодежи, государственной поддержки семьи, а также
в сфере здравоохранения.
Такой подход базируется на
традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему
общественные блага.
В целях установления взаимной
ответственности и взаимодействия личности и государства статья 21 Конституции
дополнена новой частью следующего содержания: «Каждый должен проявлять
социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и
государства».
Президент Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко, выступая на акции
«Марафон единства» 24 февраля 2025 г., сказал: «Свою жизнь мы также
определили давно. Наша жизнь – это равные возможности для всех! Равные
возможности! Это общество справедливости. Мы будем опираться на порядок и безопасность
нашего общества. … Но это, подчеркиваю, будет общество возможностей! …Все будут
иметь и имеют уже равные возможности. Только вы не забывайте о своих обязанностях».
Закрепление понятия «брак» как
союза мужчины и женщины.
Продолжение такого уклада сейчас – вопрос сохранения
страны.
Это ответы на современные угрозы и
забота о будущем страны. Дело в том, что в наших традициях и исконных ценностях
заложено классическое понимание семьи, где есть папа и мама, дети. Продолжение
такого уклада сейчас – вопрос сохранения страны. Если в государстве
есть супруг № 1 и супруг № 2, у которых не может быть детей в силу объективных причин, то какое
будущее его ждет? Когда нашей молодежи насаждают эти псевдоценности, близкие
Западу, о последствиях их не говорят. А молодые люди в силу возраста в
большинстве своем не склонны думать о будущем, они живут моментом. Поэтому
сейчас позаботиться о сохранении народа, скорее, задача более старшего
поколения. Кроме того, в Конституции прописаны обязанности родителей
воспитывать детей, готовить их к общественному труду, прививать культуру и
уважение к законам, истории и национальным традициям. Поэтому закрепление
понятия «брак» как союза мужчины и женщины было логично.
«Культ полноценной семьи с
двумя и более детьми должен быть стилем жизни белорусов. Только так мы можем
быть уверены, что следующие за нами поколения будут прирастать, а значит,
крепко держать суверенитет в своих руках и гарантированно жить в мире» (А.Г.Лукашенко, Послание белорусскому народу и
Национальному собранию – 2023).
Также конституционно закреплено
сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского
народа, патриотизм как долг каждого гражданина Республики Беларусь.
В этой связи в Концепции
Национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной решением
Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 5, вопросам сохранения и защиты исторической
памяти также уделяется особое внимание.
Например, в соответствии с пунктом 8
Концепции защита исторической памяти признается одним из стратегических
национальных интересов, а согласно пункту 29 Концепции искажение
исторической правды и памяти о героическом прошлом белорусского народа
относится к числу основных угроз национальной безопасности Республики Беларусь.
*****
В условиях нестабильности в мире,
крупномасштабных военно-политических конфликтов, введения санкций и нарушения
международно признанных прав человека, мы идем к целям, которые определены в
обновленной Конституции. Уже решаем задачи по упрочнению суверенитета,
построению государства для народа, гарантированию прав и свобод человека,
обеспечению защищенности сбалансированных интересов личности, общества и страны
в целом.
Президентские выборы стали
завершающим этапом большой деятельности по укреплению политического строя в
Беларуси.
Белорусы убедительно
продемонстрировали свою сплоченность, рост политической культуры,
непререкаемость государственного суверенитета. Сейчас предстоит вместе
проводить дальнейшую работу по укреплению тех положительных тенденций, которые
набрали силу в обществе.