Многие организации проводят новогодние мероприятия, устраивают корпоративы и дарят подарки. Для организации праздник связан с расходами, для участников этих мероприятий - с определенными выгодами. А раз так, то неизбежно возникают вопросы налогового учета. Спонсором таких мероприятий нередко выступает и профсоюз организации.
У всех получателей дохода от профсоюза возникает объект для исчисления подоходного налога. При этом в 2020 году в отношении доходов социального характера, к которым относятся в том числе и новогодние подарки, могут применяться льготы:
- для работников - членов профсоюза - в размере 423 руб. в год;
- лиц, не состоящих в профсоюзе (работники - не члены профсоюза, бывшие работники), - в размере 140 руб. в год.
В случае, когда общая сумма доходов социального характера у его получателя превышает указанные пределы, подоходный налог исчисляют из суммы превышения в общеустановленном порядке.
При этом стандартные налоговые вычеты не предоставляются, поскольку профсоюзная организация не является местом основной работы (службы, учебы) получателей дохода.
При передаче новогодних подарков членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее –НДС) отсутствует.
Следовательно, для не исчисления НДС при передаче подарков, приобретенных за счет средств нанимателя, необходимо соблюдение 2 условий:
- подарок вручен члену профсоюза;
- член профсоюза должен быть работником нанимателя, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем.
Если пенсионеры не состоят в трудовых отношениях с нанимателем и (или) не являются членами профсоюзной организации, то при такой безвозмездной передаче необходимо исчислить НДС.
При этом у профсоюзной организации имеется право на вычет "входного" НДС по подаркам. Так, плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при реализации организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым сумма НДС была отнесена на увеличение их стоимости.
Выделение сумм НДС указанными организациями осуществляется:
на основании подписанного электронной цифровой подписью ЭСЧФ;
расчетным путем исходя из цены приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов с учетом НДС и ставки НДС, применявшейся при их приобретении (ввозе).
Выделение сумм НДС производится, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется исчисление НДС по ставкам, установленным пунктами 2 и 3 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (10% и 20%).
Выделение сумм НДС не производится, если указанными организациями реализуются товары, приобретенные ими у продавцов, определивших налоговую базу при реализации этих товаров как положительную разницу между ценой реализации и ценой их приобретения.
Инспекция МНС по Каменецкому району напоминает гражданам, получающим доходы от сдачи внаем жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), что в соответствии с пунктом 52 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).
Для целей применения рассматриваемой льготы к молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) относятся выпускники, которым место работы (службы) предоставлено путем распределения, выпускники, направленные на работу (службу) в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), а также в соответствии с контрактом о прохождении военной службы на должностях офицерского состава по окончании военных учебных заведений (пункт 52 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Порядок распределения выпускников и отнесения их к категории молодых специалистов регулируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» и для различных категорий молодых специалистов могут составлять 1 год, 2 года или 5лет.
Организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), вправе применять данную систему налогообложения начиная со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.
Для применения упрощенной системы организации должны в течение двадцати рабочих дней со дня их государственной регистрации представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему по установленной форме.
Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 №2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (с изменениями и дополнениями).
Организации, осуществляющие деятельность и изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период.
Критерии для перехода на УСН с 01.01.2021 для организаций:
- средняя численность работников за первые 9 месяцев 2020 года - до 100 человек;
- валовая выручка нарастающим итогом за упомянутый период - до 1 538 843 руб.
При этом, применение налога при упрощенной системе налогообложения не распространяется на организации, указанные в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь.Со вступлением в силу с 01.01.2019 новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) появилась статья 33. Появление данной статьи означает, что незаконная налоговая оптимизация может представлять собой не только прямое нарушение законодательства, но и действия, формально не запрещенные, но представляющие по своему экономическому содержанию злоупотребление правом или совершение притворных сделок с целью получения налоговой выгоды.
Так, в ходе проведения проверки ООО «Х» установлено, что в проверяемом периоде у ООО «Х» имелись взаимоотношения со взаимозависимыми лицами, предметом которых являлась реализация товаров, переданных ООО «Х» по договорам комиссии.
Анализ изученных в ходе проверки документов свидетельствовал о том, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Х» осуществлялась в рамках не одного юридического лица, которое применяло общую систему налогообложения, а нескольких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих особый режим налогообложения - упрощенную систему. Все субъекты хозяйствования объединены общими целями, участием в уставных фондах, договорными отношениями и неформальными договоренностями, что указывает на использование схемы «дробления» бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки ООО «Х».
В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие указанные выводы, на основании кадровых, организационных, налоговых и финансовых признаков.
В результате создания нескольких взаимозависимых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения особого режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, с учетом статьи 33 НК, произведена корректировка налоговой базы НДС и налога на прибыль что привело к неполной уплате налогов в сумме 1 615,00 тыс. рублей.С июля 2015 года в Республике Беларусь работает система контроля кассового оборудования (СККО), которая позволяет контролирующим органам в режиме онлайн получать информацию о выручке субъектов предпринимательской деятельности. Для передачи этих данных к кассовому оборудованию подключается внешнее устройство – средство контроля налоговых органов, которое должно быть установлено у всех субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование при осуществлении продаж (оказании услуг).
В рамках проведения последующего этапа камеральной проверки налоговыми органами Брестской области выявляются несоответствия сумм денежных средств, отраженных в системе контроля кассового оборудования с данными, отраженными субъектами хозяйствования в налоговых декларациях. Нередко данные отклонения влекут доплату сумм налогов в бюджет.
Так, за январь-сентябрь 2020 года по результатам камерального контроля сведений системы контроля кассового оборудования организациям и индивидуальным предпринимателям Брестской области направлено 67 уведомлений.
Уточненные налоговые декларации, с увеличением налоговых обязательств, представлены 51 плательщиком.
Следует отметить, что владелец кассового оборудования может самостоятельно сверить у себя данные о количестве оформленных платежных документов (чеков) и содержащихся в них суммах денежных средств с информацией о количестве чеков и суммах денежных средств, которые поступили в этот период в СККО, используя доступ в систему. При обнаружении ошибок, в ранее сданных налоговых декларациях, субъект хозяйствования вносит исправления в налоговую отчетность и доплачивает налоги.
Напоминаем, что кассовое оборудование, используемое на территории Республики Беларусь, с 1 декабря 2020 года должно быть подключено к системе контроля кассового оборудования.
В случае использования кассового оборудования без средств контроля налоговых органов – предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью первой статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа до 200 базовых величин.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет, что порядок осуществления физическими лицами ремесленной деятельности регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. N 364 "Об осуществлении ремесленной деятельности" (далее - Указ), статьями 369 - 372 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее - НК), которыми определены:
понятие ремесленной деятельности;
основание для начала осуществления ремесленной деятельности;
перечень видов ремесленной деятельности;
основные критерии, одновременное соблюдение которых позволяет отнести деятельность физического лица к ремесленной;
перечень материалов, запрещенных к использованию
в ремесленной деятельности;
способы реализации ремесленных изделий;
налоговый период и сроки уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности.
Чтобы стать ремесленником, нужно:
стать на учет в налоговый орган;
выбрать один или несколько видов ремесленной деятельности из перечисленных в подп. 1.2 п. 1 Указа;
уплатить сбор за осуществление ремесленной деятельности (одна БВ независимо от количества видов ремесленной деятельности, которыми гражданин собирается заниматься; в 2020 году 1 БВ составляет 27,00 бел. руб. ).
Налоговым периодом сбора признается календарный год.
Уплата сбора производится:
За полный последующий календарный год – не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года;
В иных случаях – до начала осуществления ремесленной деятельности (ст.372 гл.38 НК).
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности заменяет уплату подоходного налога с физических лиц и единого налога
с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в части доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности (ст.370 гл.38 НК).
Вместе с тем при указании в декларации о доходах и имуществе или пояснениях, представленных по требованию налогового органа,
в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности,
в размерах, превышающих стократный размер сбора, уплаченного за налоговые периоды, в которых был получен такой доход, плательщиком производится доплата сбора в размере 10 процентов от суммы такого превышения (п.3 ст.372 гл.38 НК).
Исходя из правоприменительной практики Указа перечень видов ремесленной деятельности условно можно разделить на три части:
а) виды деятельности, перечисленные в абзац 2-31 пп.1.2 п.1;
б) деятельность по созданию предметов творчества (абз.32 пп.1.2 п.1);
в) деятельность, осуществляемая с применением ручного труда,
за исключением видов деятельности, не относящихся
к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (абз.32 пп.1.2 п.1).
Понятия «предмет творчества» и «деятельность, осуществляемая
с применением ручного труда» для целей применения Указа не установлены. Вместе с тем Минэкономики и МНС были выработаны следующие подходы по применению обозначенных понятий для целей разъяснения обращений. «Предмет творчества».
В общепринятом понятии предмет – это конкретный материальный объект. Творчество – процесс деятельности, направленный на создание новых объектов на основе оригинальных идей или замыслов, в которые автор вкладывает свои индивидуальные способности
и навыки, делающие его изделие индивидуальным и уникальным.
Следовательно, основной особенностью изготовленных предметов (изделий)творчества должна являться их уникальность, невозможность изготовления полностью идентичных изделий. При этом уникальным может быть как единичное изделие, так и комплект, состоящий
из нескольких изделий, к примеру, уникальный гарнитур, набор.
«Деятельность, осуществляемая с применением ручного труда» (за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; закреплены в п.3 ст.337 гл.33 НК).
Основное условие применения данного понятия при отнесении видов деятельности к ремесленным – деятельность заявителем должна осуществляться только с применением ручного труда, ручного инструмента (молоток, ножовка, ножницы, бытовая швейная машинка, иное аналогичное), без использования промышленных машин
и оборудования(не предназначенных для использования в домашних условиях).
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, являются объектом налогообложения подоходным налогом для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (подп. 1.1 ст. 196 Налогового кодекса Республики Беларусь, (с изменениями и дополнениями), далее - НК). При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее - НК).
К доходам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь, относятся доходы, поименованные в ст. 198 НК. При этом под доходами от источников за пределами Республики Беларусь по общему правилу понимаются доходы, полученные за границей или из-за границы. По своему роду такие доходы могут быть самые различные: заработная плата, вознаграждения за выполненные (оказанные) за границей работы (услуги), алименты, пенсии, доходы в виде наследства, займа, денежные переводы и посылки от близких родственников и другие.
НК предусмотрен ряд доходов, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 196 НК), и доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 208 НК).
Перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения, установлен ст. 196 НК. В частности, к ним относятся:
1) доходы, полученные плательщиками от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного. В случае если между указанными лицами заключены трудовые договоры, договоры купли-продажи, иные гражданско-правовые договоры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, данная норма законодательства не применяется (подп. 2.1 ст. 196 НК).
2) доходы, полученные в денежной или натуральной форме плательщиком от другого лица для исполнения его поручения по осуществлению каких-либо расчетов, оплаты в его пользу или в пользу третьих лиц товаров (работ, услуг) либо по передаче третьим лицам полученных средств и исполнению обязательств, в том числе налоговых (подп. 2.21 ст. 196 НК);
3) доходы, полученные в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа без учета процентов, предусмотренных таким договором (т.е. в погашение обязательств в части основной суммы долга) (подп. 2.22 ст. 196 НК).
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 208 НК. К ним, в частности, относятся:
1) алименты, получаемые плательщиками в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством иностранных государств (п. 8 ст. 208 НК). В соответствии с законодательством Республики Беларусь алиментами признаются средства, выплачиваемые на содержание несовершеннолетнего ребенка, нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка, нуждающегося в помощи, независимо от размера таких средств. Алименты могут взыскиваться как в добровольном, так и в судебном порядке (ст. 76-1, 91 КоБС);
2) доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства, за исключением вознаграждений, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав (подп. 21 ст. 208 НК).
Физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие в течение налогового периода доходы от источников за пределами Республики Беларусь, подлежащие налогообложению, обязаны подать в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение календарного года (подп. 1.2, п. 2 ст. 219 НК).
Вместе с тем налоговая декларация не подается, если плательщиком получены доходы, освобождаемые от подоходного налога или освобождаемые в пределах размеров, установленных ст. 208 НК (п. 3 ст. 222 НК). При получении плательщиком доходов, указанных в п. 22, 29, 30 ст. 208 НК, в сумме, превышающей размеры, в пределах которых такие доходы освобождаются от подоходного налога, сумма этого превышения подлежит налогообложению налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета) (подп. 1.4 и 1.5 ст. 219, п. 1 ст. 222 НК).
Доходы из-за границы полученные от физических лиц не облагаются подоходным налогом, если размер полученных доходов за 2019 год не превышает 7003 белорусских рублей.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом (п. 2 ст. 219, ч. 1 п. 1 ст. 222 НК).
Иной срок представления декларации и уплаты подоходного налога установлен в отношении физических лиц - граждан Республики Беларусь (в том числе индивидуальных предпринимателей), выезжающих с территории Республики Беларусь за ее пределы на постоянное место жительства. Они обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о доходах, полученных от источников за пределами Республики Беларусь за период с 1 января текущего календарного года по день представления налоговой декларации (расчета), и произвести уплату подоходного налога на основании извещения налогового органа (п. 5 ст. 222 НК).
Форма налоговой декларации (расчета) установлена постановлением N 100 (приложение 1). Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) определен гл. 2 Инструкции N 100 (п. 4 ст. 222 НК).
Подробную информацию по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от источников за пределами Республики Беларусь можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70; 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.
В последнее время проблема азартных игр приобрела важное значение в связи с повсеместным распространением игровых автоматов, открытием казино, букмекерских контор (в том числе онлайн).
Запрет на организацию и проведение азартных игр не позволит решить проблемы, сопутствующие деятельности в сфере игорного бизнеса, поскольку в данном случае игорный бизнес приобретает скрытый характер и становится бесконтрольным. В то же время, легализация азартных игр, порядок их организации и проведения позволяют государству обеспечивать контроль за деятельностью в данной сфере.
На территории Брестской области функционирует 32 игорных заведения семнадцати организаторов азартных игр, в которых зарегистрированы 568 игровых автоматов, 6 игровых столов, 12 касс букмекерских контор.
Налоговыми органами Брестской области на постоянной основе проводится контроль за деятельностью организаторов азартных игр, в том числе с помощью специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС).
Так, контролю подлежит своевременность и полнота уплаты налога на игорный бизнес, подоходного налога. Например, налоговым органом установлено занижение ЧУП «А» налога на игорный бизнес по трем игровым автоматам, которые подверглись модернизации. После направления плательщику уведомления о выявленном нарушении, налог на игорный бизнес организатором азартных игр доплачен.
Кроме того, налоговыми органами осуществляется контроль за допуском в игорные заведения лиц, включенных в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, («самоограниченных»), а также физических лиц, не достигших двадцатиоднолетнего возраста.
Последствием нарушений в сфере игорного бизнеса для организаторов азартных игр является административная ответственность по статье 12.11 КоАП, а также приостановление и (или) прекращение действия лицензии.
С начала 2020 года налоговыми органами Брестской области за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса привлечено к административной ответственности 16 сотрудников игорных заведений (сумма штрафов составила 1,2 тыс. руб.), 6 материалов об установленных нарушениях находятся на рассмотрении.Деятельность в сфере агроэкотуризма
Порядок осуществления физическими лицами деятельности в сфере агроэкотуризма регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. №365 "О развитии агроэкотуризма" (с изменениями и дополнениями, далее - Указ №365), статьями 322 - 325 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Физические лица имеют право осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии постоянного проживания в сельской местности, малых городских поселениях и ведения личного подсобного хозяйства.
При осуществлении данного вида деятельности могут оказываться следующие виды услуг:
предоставление жилых комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов;
обеспечение агроэкотуристов питанием;
проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
оказание услуг бань, саун и душевых;
катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;
предоставление инвентаря для спорта и отдыха;
транспортное обслуживание агроэкотуристов.
С 01.01.2022 ставка сбора составляет 31,00 рублей в календарный месяц за каждую агроэкоусадьбу. Уплата сбора производится в случае осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:
на территории одной или двух агроэкоусадеб в отношении соответственно одной или двух агроэкоусадеб за каждый календарный месяц - не позднее 1-го числа каждого календарного месяца;
плательщиками, впервые начавшими деятельность не с начала календарного месяца, - до начала осуществления деятельности в налоговом периоде.
Исчисление сбора прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
В случае прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до истечения календарного месяца или неосуществления деятельности в течение календарного месяца уплаченная сумма сбора возврату (зачету) не подлежит.
В случае планирования физическим лицом осуществлять деятельность в сфере агроэкотуризма на территории второй агроэкоусадьбы(ч.4п.1 Указа №365), существует обязанность в отношении такой агроэкоусадьбы уплатить сбор и направить письменное уведомление в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроусадьбы, указав в нем вторую.