Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
07/04/2020 12:04

Инспекция МНС по Брестскому району напоминает о некоторых особенностях уплаты НДС индивидуальными предпринимателями (далее - ИП), применяющими общий порядок налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее -  НК) плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в обязательном порядке признаются ИП, применяющие общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 НК, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 420 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.

В сумму выручки не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с НК уплачиваются единый налог с ИП и иных физических лиц и (или) налог при упрощенной системе налогообложения.

Независимо от возникновения обстоятельств, указанных выше ИП имеет право на уплату НДС в добровольном порядке, если им принято решение об уплате НДС и подано в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 НК).

ИП до окончания налогового периода признается плательщиком НДС в отношении всех объектов налогообложения:

- при возникновении обстоятельств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 113 НК - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения такого обстоятельства;

- при принятии решения об уплате НДС - начиная с месяца, следующего за месяцем подачи уведомления о принятом решении;

- ИП, государственная регистрация которого осуществлена в текущем налоговом периоде, представивший уведомление о принятом решении в месяце его государственной регистрации – начиная с месяца подачи уведомления о принятом решении и до окончания налогового периода.

Налоговым периодом признается  календарный год.
07/04/2020 12:04

Подразделениями оперативных мероприятий налоговых инспекций Брестской области при проведении контрольных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов незаконного оборота средств индивидуальной защиты, установлено два факта продажи медицинских масок.

Так, работниками управления оперативных мероприятий по Брестской области во взаимодействии с сотрудниками ОБЭП ОВД администрации Московского района г. Бреста 05.03.2020 г. в гаражном кооперативе г. Бреста установлен житель г. Бреста, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого была направлена на получение прибыли от продажи масок медицинских импортного производства в количестве 7 000 штук общей стоимостью 7 000 рублей. Так, при проведении тематической оперативной проверки изъяты маски в количестве 3 000 штук, которые житель г. Бреста уже успел перегрузить в автомобиль потенциального покупателя, а также изъяты маски в количестве 4 000 штук, обнаруженные в салоне микроавтобуса, находящегося под управлением нарушителя.

Деятельность квалифицирована как незаконная предпринимательская, в связи с ее направленностью на систематическое получение прибыли от продажи товаров в отсутствие государственной регистрации. В отношении гражданина составлен протокол об административном правонарушении по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановлением экономического суда Брестской области правонарушитель подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 50 базовых величин (1 350,0 рублей) с конфискацией 7 000 масок. Кроме того, гражданину доначислен единый налог за март 2020 года.

Проведенные мероприятия позволили предотвратить реализацию гражданам медицинских масок сомнительного качества.

Работа в данном направлении продолжается.
01/04/2020 07:04

При осуществлении контрольной (надзорной) деятельности налоговыми органами приоритетным направлением является использование мер профилактического и предупредительного характера.

Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» впервые введена новая форма контрольной (надзорной) деятельности - мониторинг.

Основная цель мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов и плательщиков путем своевременного реагирования и предупреждения действий (операций), которые могут привести к нарушениям налогового и иного законодательства, контроль за выполнением которого осуществляется налоговым органом.

Мониторинг носит в большей степени профилактический характер, нежели карательный.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Инспекцией МНС по Брестскому району за 2019 год проведены мониторинги у 49 субъектов хозяйствования, в том числе: индивидуальных предпринимателей -29, организаций - 20.

В ходе проведения мониторинга выявлены нарушения у 24 субъектов. По результатам мониторинга 37 субъектам хозяйствования инспекцией направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности. Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.
01/04/2020 07:04

Камеральная проверка проводится налоговым органом на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), иных документов и информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе без выхода к субъекту хозяйствования.

Эта форма налогового контроля зарекомендовала себя как эффективный инструмент предотвращения правонарушений в сфере налогообложения, позволяющий обеспечить полноту уплаты налогов (сборов) в бюджет без вмешательства в текущую деятельность плательщика, а также предоставляющий право плательщику на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.

По результатам проведения в 2019 году последующего этапа камеральной проверки организаций агропромышленного комплекса Брестской области, налоговыми органами направлено 401 уведомление о представлении дополнительных документов, информации и (или) пояснений либо внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы либо представлении налоговой декларации (расчета).

Наиболее частые нарушения, выявляемые налоговыми органами, связаны с порядком корректировки налоговой базы по НДС при получении бюджетного финансирования. Не соблюдается плательщиками и порядок принятия к вычету сумм «входного» налога, в том числе уплаченного налоговым органам по ввозу товаров с территории государств – членов ЕАЭС и уплаченного таможенным органам.

Так, в ходе осуществления последующего этапа камеральной проверки ОАО «А» за январь-июль 2019 года установлен факт принятия к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику при приобретении товаров, работ (услуг), оплата которых производилась за счет средств, полученных из бюджетных источников. По факту установленного нарушения плательщику направлено уведомление, на которое представлена уточненная налоговая декларация по НДС, дополнительно исчислен НДС в сумме 126,0 тыс. рублей.

Всего за 2019 год, на основании представленных организациями агропромышленного комплекса уточненных налоговых деклараций (расчетов) дополнительно исчислено налогов в сумме 1,4 млн. рублей, а также предотвращен необоснованный возврат (зачет) НДС в сумме 1,7 млн. рублей.
01/04/2020 07:04

В зависимости от вида расходов, понесенных при строительстве либо приобретении на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, предусматривается имущественный налоговый вычет в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса Республики Беларусь, (далее – Кодекс).

Воспользовавшись правом на имущественный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц, в соответствии с пунктами 3,4 и 9 статьи 199 Кодекса, физическое лицо, состоящее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшее на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа, имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов:

на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры;

на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним), израсходованных на такое строительство либо приобретение жилья.

Обращаем внимание, что имущественный налоговый вычет не предоставляется по суммам вышеперечисленных расходов, оплата которых производится за счет средств семейного капитала, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» и Указом Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 345 «О семейном капитале», так как его выплата производится из средств республиканского бюджета в рамках мер государственной поддержки многодетных семей.

Таким образом, имущественный налоговый вычет, предоставляется физическому лицу только в части расходов, которые были произведены им за счет собственных средств.
13/03/2020 08:03

Электронный счет-фактура (далее – ЭСЧФ) – обязательный электронный документ для всех плательщиков НДС. Он служит основанием для принятия плательщиком сумм НДС к вычету и является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы.

ЭСЧФ создается только в электронном виде и участвует в электронном документообороте между продавцами и покупателями, осуществляемом через Портал электронных счетов-фактур.

Обязанность выставления ЭСЧФ возникает у плательщика:

- по оборотам при реализации объектов, признаваемым объектом обложения НДС;

- по оборотам по реализации объектов, не признаваемым объектом обложения НДС, но подлежащим отражению в декларации по НДС;

- при ввозе товаров на территории РБ;

- при исчислении НДС при реализации на территории Беларуси объектов нерезидентами, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах (по статье 114 Налогового Кодекса РБ (далее – НК);

- при передаче налоговых вычетов (по статье 133 НК);

- при предъявлении (выделении) сумм НДС покупателям объектов в порядке, установленном ст.130 НК;

- в иных случаях, установленных ст.131 НК.

Так, по результатам камерального контроля за 2019г. инспекцией МНС по Брестскому району в адрес субъектов хозяйствования направлено 414 уведомлений, из них 392 плательщика представили пояснения и уточненные налоговые декларации (расчеты). Сумма налогов к доплате составила 495141,6 руб. Уменьшена разница между общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммой налоговых вычетов в размере 1 322 852,5 руб.

Кроме того, 5 субъектов хозяйствования привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за не выставление (несвоевременное выставление) и не направление (несвоевременное направление) на Портал электронных счетов-фактур.

Инспекция МНС по Брестскому району призывает всех плательщиков самостоятельно проводить предварительный контроль, который позволит избежать отклонений при проведении камерального контроля декларации по НДС в сопоставлении с данными ЭСЧФ. Таким образом можно себя уберечь от получения уведомления из налоговой инспекции, а также от необходимости давать пояснения о причинах отклонений.

13/03/2020 08:03

Физическим лицам при осуществлении деятельности по реализации продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей.

Указанная норма закреплена пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь.

До начала осуществления деятельности физические лица обязаны подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлят, периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.

На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.

Физическое лицо до начала осуществления деятельности обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:

при осуществлении деятельности:

- в г. Бресте - в размере 52,92 руб.,

- в г. Барановичи и г. Пинске - 50,67 руб.,

- другие населенные пункты Брестской области (включая г.Каменец и г.Высокое)  - 29,28 руб. за месяц.

Обращаем внимание, что физические лица в рамках заявительного принципа могут реализовывать на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах как самостоятельно выращенные цветы, так и приобретенные для реализации.

Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.

13/03/2020 08:03

Для того чтобы работать репетитором без регистрации ИП, для начала нужно подать письменное уведомление в налоговую инспекцию или уведомление через личный кабинет плательщика (п. 31 ст. 342 Налогового кодекса). В нем, в частности, необходимо указать:

- вид деятельности - репетиторство;

- период, в течение которого вы собираетесь заниматься репетиторством;

- место осуществления деятельности.

Правильно оформить уведомление физическому лицу помогут в налоговой инспекции.

Для того чтобы работать репетитором, необходимо уплатить единый налог не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности.

Сумма единого налога для работы репетитором зависит:

- от вида деятельности (в нашем случае это услуги репетитора);

- места оказания услуг репетитора;

- наличия права на льготу.

В 2020 году ставка единого налога для репетиторов, не зарегистрированных в качестве ИП, установлена в следующих размерах:

- в Бресте - 27,02 бел. руб. в месяц;

- в г.Барановичах и г.Пинске - 24,77 бел. руб. в месяц;

- другие населенные пункты Брестской области (включая г.Каменец и г.Высокое) - 21,39 бел. руб. в месяц.

Работать репетитором легально и без регистрации в качестве ИП очень просто. Единый налог следует уплачивать лишь за те месяцы, в которых осуществляется деятельность. Вести учет полученных доходов, составлять и представлять отчетность в налоговый орган не нужно.
21/02/2020 09:02

В зависимости от условий обучения студентов в вузах для их родителей предусматриваются социальный налоговый вычет в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Воспользовавшись правом на социальный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.

Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение такого вычета.

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг.

Обязательным условием предоставления данного вычета является получение студентом первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в вузах Республики Беларусь.

К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.

Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за обучение.

Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить перечень документов организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику - в течение календарного года, налоговому органу - по окончании календарного года.

Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования.

Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования.

Социальным вычетом можно воспользоваться в ситуации, когда лицо, обучавшееся за счет средств бюджета, отказывается от распределения и возмещает (само или его супруг (супруга), близкие родственники, опекуны или попечители) средства, затраченные государством на подготовку специалиста.

Не принимаются к вычету суммы, уплаченные за:

- пересдачу зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.;

- дополнительные услуги, которые оказывают учреждения образования на основании договоров об оказании дополнительных услуг, т.е. услуг, оказываемых дополнительно сверх учебной программы, предусмотренной договором на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (например, на основании договора на оказание услуг по обучению дополнительному иностранному языку).

Социальный вычет предоставляется на основании следующих документов:

справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;

копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;

копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);

копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;

справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

21/02/2020 09:02

Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 31.12.2019 № 503 "О налогообложении" (далее - Указ). Основные положения Указа № 503 вступают в силу с 1 января 2020 года, но по некоторым операциям Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Принятым Указом, в частности, с 2020 года установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25%.

С 2020 года организации, использующие труд инвалидов, освобождают от налогообложения налогом на прибыль валовую прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом), если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

Ранее для применения льготы этот показатель численности инвалидов должен был составлять не менее 50% численности.

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом установлено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

С 1 января 2020 года единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

Указом №503 установлено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц. Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 15 мая 2019 года.

Указанные положения на налогообложение налогом на прибыль не повлияли, поскольку безвозмездная передача в госсобственность независимо от того, признается она реализацией или нет, не учитывается при налогообложении прибыли с 1 января 2019 года на основании положений главы 16 Налогового кодекса.

Также пунктом 13 Указа предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации. Эти изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.

К списку новостей