Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 N 503 "О налогообложении" (далее - Указ N 503) внесены изменения в порядок исчисления подоходного налога. Эти новшества применяются с 01.01.2020. Расскажем о них.
Увеличены размеры стандартных вычетов. Для сравнения приведем их размеры в 2020 и 2019 годах:
Кому положен вычет |
Размер вычета (руб.) |
||
в 2020 году |
в 2019 году |
||
Плательщикам |
117 |
110 |
|
если размер подлежащего налогообложению дохода за месяц не превышает |
|||
709 |
665 |
||
Родителям - на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
34 |
32 |
|
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
65 |
61 |
|
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка |
|||
Плательщикам, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК (инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, "афганцам", отдельным категориям "чернобыльцев" и др.) |
165 |
155 |
|
Увеличены предельные годовые размеры доходов, освобождаемых от налогообложения:
Доходы, освобождаемые от подоходного налога |
Предельные размеры (руб.) |
|
в 2020 году |
в 2019 году |
|
Доходы, которые не являются вознаграждением за исполнение трудовых и иных обязанностей (включая матпомощь, подарки, призы, путевки) |
||
- полученные по месту основной работы (службы, учебы) (кроме нижеуказанных иных доходов) от каждого источника в течение календарного года (абз. 2 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
2115 |
1984 |
- полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций (кроме нижеуказанных иных доходов) от каждого источника в течение календарного года (ч. 1 п. 38 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
423 |
397 |
- полученные от других организаций и ИП (кроме нижеуказанных иных доходов) от каждого источника в течение календарного года (абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
140 |
131 |
Иные доходы |
||
Стоимость путевок в белорусские санаторно-курортные и оздоровительные организации, приобретенных для детей до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или ИП на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года (п. 14 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503)
|
888 |
833 |
Страховые взносы белорусским страховым организациям, уплаченные за плательщиков организациями (или ИП), являющимися местом их основной работы (службы, учебы), в том числе за пенсионеров, ранее работавших у них, а также от профсоюзных организаций за членов таких организаций от каждого источника в течение календарного года (п. 24 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
3622 |
3398 |
Безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет банка пожертвования, полученные инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в сумме от всех источников в течение календарного года (п. 29 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
13994 |
13128 |
Доходы, полученные от физлиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в сумме от всех источников в течение календарного года (п. 22 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
7003 |
6569 |
Ликвидация субъекта хозяйствования – процесс многоэтапный, достаточно трудоемкий и нередко – длительный, в том числе в связи с необходимостью проведения проверки.
В настоящее время возможность провести ликвидацию без налоговой проверки у субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации (прекращении деятельности), имеется, и её альтернативой является аудиторское заключение.
На какой стадии необходимо инициировать проведение аудиторской оценки? Какие нюансы имеются при ликвидации таким способом? Всегда ли аудиторское заключение заменяет проведение налоговой проверки?
Итак, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности), вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности.
Порядок оказания данных услуг определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (с изменениями и дополнениями).
Определиться в необходимости проведения аудиторской оценки субъекту хозяйствования необходимо на стадии принятия решении о ликвидации, учитывая при этом, что такую оценку вправе осуществлять только аудиторы (аудиторские организации), которые:
застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате оказания аудиторских услуг;
осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается: непосредственно их самих – при обращении к аудиторам – индивидуальным предпринимателям; работников в его штате (всех или нескольких) – при обращении к аудиторской организации.
Сведения об аудиторах (аудиторских организациях) для проведения аудиторской оценки размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/infogroup/).
Заключить договор с аудиторской организацией (аудитором) следует до подачи в регистрирующий орган документов о ликвидации, что обусловлено необходимостью отражения в заявлении о ликвидации сведений о заключении такого договора.
По результатам оказания услуг по независимому аудиту составляются аудиторское заключение по установленной законодательством форме.
Соответственно, ускорить процесс ликвидации субъекта хозяйствования, избежав налоговой проверки, можно, если:
- заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности с аудитором, который соответствует требованиям, установленным законодательством;
- направить в налоговый орган аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
- внести в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты), если в аудиторском заключении и (или) отчете указаны нарушения.
Обращаем внимание, что аудиторская оценка не означает однозначного избежания проверок со стороны государственных органов (организаций). Есть исчерпывающий перечень оснований, когда проверка назначается несмотря на осуществление аудиторской оценки (пункт 2 постановления № 500):
- в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения и (или) отчета, которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;
- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты);
- налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и налогом на добавленную стоимость, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 базовых величин.
При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера базовой величины на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;
- услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.
Следует отметить, что субъект хозяйствования при наличии аудиторской оценки его деятельности может избежать не только налоговой проверки, но и мер административной ответственности по результатам такой проверки (при внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита).С 1 января 2020 года согласно вступившему в силу Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 "О совершенствовании безналичных расчетов" начала действовать автоматизированная система исполнения денежных обязательств (далее - АИС ИДО).
АИС ИДО позволяет автоматически списывать долги плательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) перед государством и погашать любые неоплаченные штрафы. Списание денег будет проводиться в бесспорном порядке, а средства теперь будут автоматически браться с банковских счетов должника – текущих, валютных, депозитных, а также электронных кошельков. Ранее взысканием задолженности по платежам в бюджет занимались судебные исполнители.
Правом взыскания денег с должником наделены налоговые и таможенные органы, Комитет госконтроля, Минфин, Фонд социальной защиты населения и другие уполномоченные государственные органы.
Так взыскатель направляет платежные требования в АИС ИДО, система автоматически рассчитывает общую суму долга плательщика, определяет очередность их погашения и направляет в банк должника соответствующий электронный документ, где указана сумма долга.
При получении запроса от системы банк в течение 15 минут отправляет в АИС ИДО сообщение с информацией о доступной сумме денежных средств на каждом из открытых счетов, в том числе на электронном кошельке, если таковой имеется. Указанная сумма будет заблокирована для того, чтобы плательщик не смог использовать ее на другие цели. В дальнейшем с учетом полученной от банка информации АИС ИДО направляет платежные инструкции, которые подлежат безусловному исполнению.
Государственные органы будут иметь возможность отозвать из системы платежные требования, менять в них реквизиты, а также уменьшать суммы неисполненных денежных обязательств. Плательщики также вправе отозвать свои платежные инструкции, находящиеся в системе. При этом направляются они как и ранее в обслуживающие банки, которые затем адресуют их в АИС ИДО.
Порядок исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – ЕН) определен главой 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
ЕН относится к особому режиму налогообложения. Ставки данного налога установлены НК (приложение № 24) в фиксированных суммах за месяц в зависимости от вида и места осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности.
Уплата единого налога заменяет уплату: подоходного налога с физических лиц по доходам, получаемым плательщиками при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом, налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом (пункт 1 статьи 336 НК).
Однако существуют некоторые особенности и обязанности о которых индивидуальные предприниматели – плательщики ЕН должны помнить.
Так, индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог:
- ведут учет валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог, а также учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза.
- исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины);
- исчисляют и перечисляют в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
-составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов, если иное не установлено законодательством (пункт 4 статьи 336 НК).
Кроме того, при указании в декларации о доходах и имуществе или пояснениях, представленных по требованию налогового органа, в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от деятельности, при осуществлении которой уплачивается единый налог, в размерах, превышающих десятикратный размер уплаченного за определенный период единого налога, плательщиком производится доплата единого налога в размере 10 процентов от суммы такого превышения. Доплата единого налога производится в тридцатидневный срок со дня вручения плательщику извещения налогового органа (пункт 3 статьи 336 НК).
В связи с вышеизложенным, управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району напоминает о необходимости соблюдения индивидуальными предпринимателями – плательщиками ЕН вышеуказанных требований, так как их невыполнение может повлечь негативные последствия в виде применения административной ответственности, установленной КоАП Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь принято Постановление от 29 ноября 2019 г. № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 819/16).
Согласно внесенным изменениям с 05.06.2020 субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги, в том числе указанные как услуги по аренде либо услуги по прокату, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», необходимо будет использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведение электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее Постановление №924/16) и утвержденного данным постановлением Положения № 924/16 «О порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр» (далее Положение № 924/16).
Обращаем внимание, что помимо прочего, к бытовым услугам относятся услуги по аренде либо услуги по прокату.
В пункте 35 Положения № 924/16 перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
В данный перечень в отношении бытовых услуг включено оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену (подпункт 35.16 пункта 35 Положения № 924/16) и осуществление розничной торговли товарами в таких объектах бытового обслуживания населения (подпункт 35.17 пункта 35 Положения № 924/16).
В указанных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при оказании бытовых услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912».
В связи с вышеизложенным, субъектам хозяйствования, обязанным использовать кассовое оборудование и платежные терминалы, необходимо заблаговременно:
приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие подключение к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Справочно. Информация о программных кассах, разрешенных к использованию в Республике Беларусь, размещена на сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-ob-operatorakh-programmnykh-kassovykh-sistem-operator-pks-programmnykh-kassovykh-sistem);
заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договор с пользователем программной кассы или договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ https://info-center.by, https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-dlya-polzovateley-programmnykh-kass/, http://skko.by/vladeltsam/dokumenty);
заключить договор с банком-эквайером и приобрести платежный терминал (за исключением случаев, когда функции платежного терминала интегрированы в программную кассу).
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району информирует физических лиц, получивших в 2019 году доходы, облагаемые подоходным налогом, что в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, действующим с 01.01.2019, изменен срок представления налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц.
Физические лица, получившие в 2019 году доходы, подлежащие налогообложению, обязаны не позднее 31 марта 2020 года представить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц.
Прием налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц будет осуществляться управлением по работе с плательщиками по Каменецкому району по адресу: Брестская область, г. Каменец, ул. Брестская, 30, каб. 7 по следующему графику:
понедельник, четверг - с 8.00 до 19.00
вторник, среда, пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00
суббота 21 марта 2020 года с 9.00 до 13.00
суббота 28 марта 2020 года с 9.00 до 13.00
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц может представляться в письменной форме в налоговый орган независимо от места постановки на учет или в электронном виде через личный кабинет плательщика.
При направлении налоговой декларации (расчета) в письменной форме по почте днем ее представления является дата приема почтового отправления, а в электронной форме - дата ее приема, зафиксированная с помощью программных средств налоговых органов.
Срок предоставления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц по доходам, полученным за 2019 год, наступает 31 марта 2020 года.
Срок уплаты подоходного налога, исчисляемого на основании представленной налоговой декларации (расчета) – 1 июня 2020 года.
Представить налоговую декларацию по подоходному налогу физические лица могут:
• лично – путем посещения налоговой инспекции;
• по почте – в виде почтового отправления с описью вложения (днем представления налоговой декларации считается день отправки почтового отправления);
• через личный кабинет плательщика на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by
Доступ к личному кабинету физического лица и представление налоговой декларации могут быть осуществлены одним из двух способов:
1. с помощью учетной записи и пароля;
2. с помощью личного ключа электронной цифровой подписи.
Для того, чтобы получить логин и пароль для работы в «Личном кабинете», физическому лицу необходимо обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом или видом на жительство и на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (nalog.gov.by) в разделе «Электронные сервисы» заполнить заявку.
Через «Личный кабинет» можно и оплатить рассчитанный подоходный налог. Это позволит сэкономить время, затрачиваемое на поиск необходимых реквизитов для совершения платежа, так как в «Личном кабинете» маршрут уплаты налога формируется индивидуально для пользователя.
В 2020 году сохранилась возможность представления физическим лицом налоговой декларации в любой налоговый орган, а не только в инспекцию по месту жительства.
На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь можно скачать бланк налоговой декларации по подоходному налогу, ознакомиться с порядком ее заполнения, узнать ответы на актуальные вопросы по декларированию доходов.
Дополнительную информацию можно получить в управлении по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30 или по телефонам 9 64 13, 2 36 91, 2 29 62.
Гражданин М. из г. Каменец обратился в инспекцию с вопросом: Я состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построил квартиру. Для оплаты строительства квартиры мной привлекались кредитные средства банка N 1. Процентная ставка по кредиту составляла 35% годовых. Кредитные средства банк в безналичной форме перечислил на счет организации-застройщика. Кредитный договор заключен в период, когда состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Спустя несколько лет мной заключен с банком N 2 договор на рефинансирование (погашение) кредита банка N 1. Процентная ставка по такому кредиту составила 12% годовых. На момент заключения кредитного договора с банком N 2 я не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (снят с учета в связи с улучшением своих жилищных условий). В рамках исполнения условий кредитного договора банк N 2 погасил в полном объеме основной долг и проценты по основному долгу (начисленные на дату погашения основного долга) по кредиту банка N 1.
В настоящее время мной понесены расходы по погашению основного долга и процентов по кредиту банка N 2.
Могу ли я получить имущественный налоговый вычет на суммы расходов по погашению кредита банка N 2?
Физическому лицу разъяснено.
Согласно положениям части первой подпункта 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе на сумму фактически произведенных расходов на погашение кредитов банков Республики Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов и (или) за несвоевременную уплату процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство на территории Республики Беларусь квартиры.
Таким образом, для получения имущественного налогового вычета на суммы расходов, понесенных физическим лицом на погашение кредита, должны одновременно выполняться следующие условия:
- кредитный договор заключен в период, когда физическое лицо состояло на учете нуждающихся;
- кредит фактически израсходован на строительство на территории Республики Беларусь квартиры.
В рассматриваемой ситуации вышеперечисленные условия выполняются только в отношении кредита банка N 1: кредитный договор заключен в момент, когда Вы состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и кредит фактически израсходован на строительство квартиры.
Кредит банка N 2 не соответствует таким условиям: кредитный договор заключен в момент, когда Вы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, и кредит не использован на строительство квартиры. Данный кредит использован на погашение кредита банка N 1.
Таким образом, в изложенной ситуации имущественный налоговый вычет может быть предоставлен Вам только в отношении расходов на погашение кредита банка N 1, включая суммы, которые банк N 2 направил в банк N 1 на погашение кредита физического лица (остатка основного долга и процентов по нему на дату оплаты).
Расходы на погашение кредита банка N 2 имущественному налоговому вычету не подлежат, так как не выполняются условия предоставления данного вычета, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса.В связи с возникающими вопросами по порядку подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте с 2019 года товаров, стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро, и таможенное декларирование которых осуществляется согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Указ № 490) с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов либо документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь разъясняют.
1. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров (за исключением реализуемых посредством почтовой пересылки), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.
В соответствии с пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490 при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
Справочно.
Согласно подпунктам 15 и 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) к транспортным (перевозочным) документам относятся документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы), а к коммерческим - документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы могут использоваться в качестве декларации на товары при помещении под таможенную процедуру экспорта товаров, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины, но только при одновременном соблюдении следующих условий (часть вторая пункта 17 приложения 1 к Указу № 490):
общая таможенная стоимость товаров либо стоимость сделки с товарами в случаях, когда таможенная стоимость в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, либо законодательством о таможенном регулировании в Республике Беларусь не определяется, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день регистрации таможенным органом транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, используемых в качестве декларации на товары;
товары перемещает одно и то же лицо в рамках одного внешнеторгового договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;
товары перевозятся одним транспортным средством;
товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС при использовании в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов таможенное декларирование осуществляется в письменной форме.
В таможенный орган вместе с такими документами представляется письменное заявление в трех экземплярах (пункты 2 и 6-10 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263, далее – Инструкция № 263).
При принятии решения о выпуске товаров должностным лицом таможенного органа на экземплярах заявления проставляются соответствующие отметки, дата принятия решения, которые заверяются подписью и оттиском личной номерной печати. В данном случае, два экземпляра заявления возвращаются для последующего представления одного экземпляра таможенному органу в месте убытия товаров.
Справочно.
Места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, через которые товары убывают с таможенной территории ЕАЭС, являются местами убытия (пункт 4 статьи 10 ТК ЕАЭС). Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа (пункт 9 статьи 92 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) подтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, является:
наличие у плательщика контракта, заключенного с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
представление плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС выданного таможенным органом подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь (далее в пункте 1 настоящего письма – подтверждение о вывозе) в случае осуществления декларирования товаров в письменной форме.
В случае реализации плательщиками права, предоставленного пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490, то есть при таможенном декларировании товаров с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением в таможенный орган заявления согласно Инструкции № 263, подтверждение о вывозе, выданное таможенным органом, представляется плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС в виде:
либо копии заявления с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, на которой должностным лицом таможенного органа, выдавшего подтверждение вывоза, проставлен заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа штамп «Товар вывезен» и дата выдачи подтверждения, и копий транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;
либо заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.
Справочно. При обращении плательщика в таможенный орган выпуска о подтверждении вывоза товаров должностное лицо таможенного органа при установлении факта вывоза товаров на копии заявления с отметками таможенного органа выпуска или на специальном реестре вывезенных товаров проставляет штамп «Товар вывезен», дату выдачи подтверждения и заверяет личной номерной печатью и подписью.
В связи с тем, что в соответствии с положениями подпункта 1.2 пункта 1 статьи 123 Кодекса не определены конкретные реквизиты, подлежащие указанию в специальном реестре вывезенных товаров, предлагается заполнять в нем плательщиками следующий состав сведений:
Специальный реестр вывезенных товаров, таможенное декларирование которых при помещении под таможенную процедуру экспорта осуществилось в письменной форме с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов |
|||||
№ п/п |
Проставленные таможенным органом на заявлении регистрационный номер декларации на товары |
Дата выпуска товаров |
Сведения о транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах |
Дата убытия товаров
|
Номер разрешения на убытие товаров
|
|
|
|
|
|
|
В случае отсутствия у плательщика сведений для заполнения граф «Дата убытия товаров» и «Номер разрешения на убытие товаров» реестр формируется на основании заявления плательщика должностным лицом таможенного органа выпуска при наличии таких сведений в таможенном органе выпуска.
2. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров посредством почтовой пересылки в международных почтовых отправлениях (далее - МПО), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов либо документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления при их пересылке (далее – документы ВПС).
2.1. В соответствии с пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490 при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. При этом вывоз таких товаров может осуществляться путем их пересылки в МПО.
В соответствии с пунктом 13 статьи 286 ТК ЕАЭС таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.
Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой экспорта может быть осуществлено как в месте (учреждении) международного почтового обмена, так и в ином таможенном органе, уполномоченном на совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта, до сдачи товаров в региональное отделение почтовой связи.
В случае реализации плательщиками права, предоставленного пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490, то есть при таможенном декларировании товаров, реализуемых посредством почтовой пересылки в МПО, с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением в таможенный орган заявления согласно Инструкции № 263, для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с учетом положений пункта 4 статьи 123 Кодекса плательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС следующие документы:
1) копию контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
2) копию заявления с прилагаемыми копиями транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с отметкой таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта;
либо специальный реестр вывезенных товаров с указанием проставленного таможенным органом на заявлении регистрационного номера декларации на товары и даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта. Указанный реестр заверяется подписью руководителя организации (уполномоченного им лица), подписью индивидуального предпринимателя;
3) выданную оператором почтовой связи квитанцию о приеме к пересылке регистрируемого почтового отправления, содержащего товар для пересылки покупателю.
2.2. В соответствии с пунктом 18 Приложения 1 к Указу № 490 при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться документы ВПС, при одновременном соблюдении следующих условий:
товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами;
в отношении товаров не установлены запреты и ограничения;
стоимость товаров, указанных в документах ВПС, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом документов ВПС в качестве декларации на товары.
Пунктом 19 Приложения 1 к Указу определено, что при использовании в качестве декларации на товары документов ВПС, подача таких деклараций сопровождается представлением их электронного вида в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
При этом установлено, что информация, представленная в электронном виде назначенным оператором почтовой связи о пересылаемых товарах, может быть использована в качестве электронного вида таких деклараций.
Справочно:
Согласно подпункту 2.10 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (далее – постановление № 406) электронный вид таких деклараций на товары представляется в случае декларирования товаров в соответствии с таможенными процедурами экспорта и реимпорта. При этом подпункт 2.10 пункта 2 постановления № 406 вступает в силу с 01.01.2020.
В связи с вышеизложенным, подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, реализуемых посредством почтовой пересылки, в случае, когда таможенное декларирование таких товаров осуществилось с использованием в качестве декларации на товары документов ВПС, возможно только с 01.01.2020. Указанный порядок подтверждения будет разъяснен дополнительно.Министерством по налогам и сборам в связи с возникающими вопросами, обусловленными принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2019 № 595, далее – постановление № 176), с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов, сообщается следующее.
С 23.03.2019 изменен порядок документального подтверждения возмещения расходов по найму жилого помещения, понесенных за наличный расчет.
Пунктами 15 и 16 Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением № 176 (далее - Положение), предусмотрено, что возмещение расходов по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов осуществляется из расчета количества ночей, приходящихся на период нахождения в месте командировки, с даты прибытия к месту командировки и по дату выбытия из него включительно в размерах, установленных в приложениях 1 (предусмотрены размеры возмещения расходов при командировках в пределах Республики Беларусь) и 2 (установлены размеры возмещения расходов при командировках за границу).
Справочно:
Согласно пункту 17 Положения при оплате или фактическом предоставлении принимающей или направляющей стороной жилого помещения возмещение расходов по найму жилого помещения не производится.
При этом бронирование нанимателем места в гостинице, а также выдача работнику корпоративной дебетовой карточки, на которую предварительно организацией перечислены денежные средства, для последующей оплаты командированным работником расходов по найму жилого помещения, признается предоставлением либо оплатой направляющей стороной жилого помещения с необходимостью предоставления командированным работником подтверждающих документов.
На водителей, осуществляющих внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, распространяют действие нормы главы 7 Положения.
Согласно нормам, установленным в главе 7 Положения, за все время нахождения в служебной командировке, включая время пребывания в пути, водителям, осуществляющим автомобильные перевозки, возмещение расходов по найму жилого помещения и суточных производится за каждые сутки в виде общей выплаты без представления подтверждающих документов. При этом общая выплата может быть установлена как единой для всех стран командирования, так и разной.
Исходя из вышеизложенного, расходы по найму жилого помещения возмещаются по фактическим расходам на основании подтверждающих документов в случаях, если:
при командировании в пределах Республики Беларусь расходы по найму жилого помещения превышают размеры, установленные в приложении 1 к Положению;
фактические расходы лиц, занимающим высшие государственные должности Республики Беларусь превышают размеры, установленные в приложении 2 к Положению, более чем в 1,5 раза;
фактические расходы должностных лиц, указанных в пункте 3 приложения 3 к Положению, в пределах размеров, составляющих 150 процентов размеров, установленных в приложении 2 к Положению;
расходы по найму жилого помещения превышают размер общей выплаты, определенный нанимателем водителям, осуществляющим автомобильные перевозки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Сведения, которые должен содержать первичный учетный документ, изложены в пункте 2 статьи 10 Закона.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете командировочных расходов, в том числе расходов по найму жилого помещения, является авансовый отчет.
Учитывая изложенное, расходы по найму жилого помещения при осуществлении работником служебной командировки отражаются в бухгалтерском учете на основании авансового отчета:
либо в размерах, установленных в приложениях 1 и 2 Положения. В таком случае учитывая, что командированный работник в определенных Положением случаях не должен представлять нанимателю подтверждающие документы, соответственно они не должны прикладываться к авансовому отчету, а также в авансовом отчете не должны указываться реквизиты подтверждающих документов. Следовательно, суммы «входного» НДС, выделенные в них, не подлежат отражению в бухгалтерском учете и, соответственно, не подлежат вычету;
либо согласно подтверждающим документам. В таком случае вычет сумм «входного» НДС производится в общеустановленном порядке с учетом положений статьи 132 Налогового кодекса Республики Беларусь.