В зависимости от условий обучения студентов в вузах для их родителей предусматриваются социальный налоговый вычет в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Воспользовавшись правом на социальный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.
Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение такого вычета.
К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг.
Обязательным условием предоставления данного вычета является получение студентом первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в вузах Республики Беларусь.
К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.
Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за обучение.
Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить перечень документов организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику - в течение календарного года, налоговому органу - по окончании календарного года.
Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования.
Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования.
Социальным вычетом можно воспользоваться в ситуации, когда лицо, обучавшееся за счет средств бюджета, отказывается от распределения и возмещает (само или его супруг (супруга), близкие родственники, опекуны или попечители) средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Не принимаются к вычету суммы, уплаченные за:
- пересдачу зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.;
- дополнительные услуги, которые оказывают учреждения образования на основании договоров об оказании дополнительных услуг, т.е. услуг, оказываемых дополнительно сверх учебной программы, предусмотренной договором на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (например, на основании договора на оказание услуг по обучению дополнительному иностранному языку).
Социальный вычет предоставляется на основании следующих документов:
справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.
Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 31.12.2019 № 503 "О налогообложении" (далее - Указ). Основные положения Указа № 503 вступают в силу с 1 января 2020 года, но по некоторым операциям Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Принятым Указом, в частности, с 2020 года установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25%.
С 2020 года организации, использующие труд инвалидов, освобождают от налогообложения налогом на прибыль валовую прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом), если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.
Ранее для применения льготы этот показатель численности инвалидов должен был составлять не менее 50% численности.
В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом установлено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.
С 1 января 2020 года единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.
Указом №503 установлено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц. Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 15 мая 2019 года.
Указанные положения на налогообложение налогом на прибыль не повлияли, поскольку безвозмездная передача в госсобственность независимо от того, признается она реализацией или нет, не учитывается при налогообложении прибыли с 1 января 2019 года на основании положений главы 16 Налогового кодекса.
Также пунктом 13 Указа предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации. Эти изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 N 503 "О налогообложении" (далее - Указ N 503) внесены изменения в порядок исчисления подоходного налога. Эти новшества применяются с 01.01.2020. Расскажем о них.
Увеличены размеры стандартных вычетов. Для сравнения приведем их размеры в 2020 и 2019 годах:
Кому положен вычет |
Размер вычета (руб.) |
||
в 2020 году |
в 2019 году |
||
Плательщикам |
117 |
110 |
|
если размер подлежащего налогообложению дохода за месяц не превышает |
|||
709 |
665 |
||
Родителям - на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
34 |
32 |
|
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
65 |
61 |
|
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка |
|||
Плательщикам, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК (инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, "афганцам", отдельным категориям "чернобыльцев" и др.) |
165 |
155 |
|
Увеличены предельные годовые размеры доходов, освобождаемых от налогообложения:
Доходы, освобождаемые от подоходного налога |
Предельные размеры (руб.) |
|
в 2020 году |
в 2019 году |
|
Доходы, которые не являются вознаграждением за исполнение трудовых и иных обязанностей (включая матпомощь, подарки, призы, путевки) |
||
- полученные по месту основной работы (службы, учебы) (кроме нижеуказанных иных доходов) от каждого источника в течение календарного года (абз. 2 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
2115 |
1984 |
- полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций (кроме нижеуказанных иных доходов) от каждого источника в течение календарного года (ч. 1 п. 38 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
423 |
397 |
- полученные от других организаций и ИП (кроме нижеуказанных иных доходов) от каждого источника в течение календарного года (абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
140 |
131 |
Иные доходы |
||
Стоимость путевок в белорусские санаторно-курортные и оздоровительные организации, приобретенных для детей до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или ИП на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года (п. 14 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503)
|
888 |
833 |
Страховые взносы белорусским страховым организациям, уплаченные за плательщиков организациями (или ИП), являющимися местом их основной работы (службы, учебы), в том числе за пенсионеров, ранее работавших у них, а также от профсоюзных организаций за членов таких организаций от каждого источника в течение календарного года (п. 24 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
3622 |
3398 |
Безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет банка пожертвования, полученные инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в сумме от всех источников в течение календарного года (п. 29 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
13994 |
13128 |
Доходы, полученные от физлиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в сумме от всех источников в течение календарного года (п. 22 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу N 503) |
7003 |
6569 |
Ликвидация субъекта хозяйствования – процесс многоэтапный, достаточно трудоемкий и нередко – длительный, в том числе в связи с необходимостью проведения проверки.
В настоящее время возможность провести ликвидацию без налоговой проверки у субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации (прекращении деятельности), имеется, и её альтернативой является аудиторское заключение.
На какой стадии необходимо инициировать проведение аудиторской оценки? Какие нюансы имеются при ликвидации таким способом? Всегда ли аудиторское заключение заменяет проведение налоговой проверки?
Итак, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности), вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности.
Порядок оказания данных услуг определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (с изменениями и дополнениями).
Определиться в необходимости проведения аудиторской оценки субъекту хозяйствования необходимо на стадии принятия решении о ликвидации, учитывая при этом, что такую оценку вправе осуществлять только аудиторы (аудиторские организации), которые:
застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате оказания аудиторских услуг;
осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается: непосредственно их самих – при обращении к аудиторам – индивидуальным предпринимателям; работников в его штате (всех или нескольких) – при обращении к аудиторской организации.
Сведения об аудиторах (аудиторских организациях) для проведения аудиторской оценки размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/infogroup/).
Заключить договор с аудиторской организацией (аудитором) следует до подачи в регистрирующий орган документов о ликвидации, что обусловлено необходимостью отражения в заявлении о ликвидации сведений о заключении такого договора.
По результатам оказания услуг по независимому аудиту составляются аудиторское заключение по установленной законодательством форме.
Соответственно, ускорить процесс ликвидации субъекта хозяйствования, избежав налоговой проверки, можно, если:
- заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности с аудитором, который соответствует требованиям, установленным законодательством;
- направить в налоговый орган аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
- внести в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты), если в аудиторском заключении и (или) отчете указаны нарушения.
Обращаем внимание, что аудиторская оценка не означает однозначного избежания проверок со стороны государственных органов (организаций). Есть исчерпывающий перечень оснований, когда проверка назначается несмотря на осуществление аудиторской оценки (пункт 2 постановления № 500):
- в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения и (или) отчета, которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;
- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты);
- налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и налогом на добавленную стоимость, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 базовых величин.
При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера базовой величины на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;
- услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.
Следует отметить, что субъект хозяйствования при наличии аудиторской оценки его деятельности может избежать не только налоговой проверки, но и мер административной ответственности по результатам такой проверки (при внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита).С 1 января 2020 года согласно вступившему в силу Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 "О совершенствовании безналичных расчетов" начала действовать автоматизированная система исполнения денежных обязательств (далее - АИС ИДО).
АИС ИДО позволяет автоматически списывать долги плательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) перед государством и погашать любые неоплаченные штрафы. Списание денег будет проводиться в бесспорном порядке, а средства теперь будут автоматически браться с банковских счетов должника – текущих, валютных, депозитных, а также электронных кошельков. Ранее взысканием задолженности по платежам в бюджет занимались судебные исполнители.
Правом взыскания денег с должником наделены налоговые и таможенные органы, Комитет госконтроля, Минфин, Фонд социальной защиты населения и другие уполномоченные государственные органы.
Так взыскатель направляет платежные требования в АИС ИДО, система автоматически рассчитывает общую суму долга плательщика, определяет очередность их погашения и направляет в банк должника соответствующий электронный документ, где указана сумма долга.
При получении запроса от системы банк в течение 15 минут отправляет в АИС ИДО сообщение с информацией о доступной сумме денежных средств на каждом из открытых счетов, в том числе на электронном кошельке, если таковой имеется. Указанная сумма будет заблокирована для того, чтобы плательщик не смог использовать ее на другие цели. В дальнейшем с учетом полученной от банка информации АИС ИДО направляет платежные инструкции, которые подлежат безусловному исполнению.
Государственные органы будут иметь возможность отозвать из системы платежные требования, менять в них реквизиты, а также уменьшать суммы неисполненных денежных обязательств. Плательщики также вправе отозвать свои платежные инструкции, находящиеся в системе. При этом направляются они как и ранее в обслуживающие банки, которые затем адресуют их в АИС ИДО.
Порядок исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – ЕН) определен главой 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
ЕН относится к особому режиму налогообложения. Ставки данного налога установлены НК (приложение № 24) в фиксированных суммах за месяц в зависимости от вида и места осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности.
Уплата единого налога заменяет уплату: подоходного налога с физических лиц по доходам, получаемым плательщиками при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом, налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом (пункт 1 статьи 336 НК).
Однако существуют некоторые особенности и обязанности о которых индивидуальные предприниматели – плательщики ЕН должны помнить.
Так, индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог:
- ведут учет валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог, а также учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза.
- исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины);
- исчисляют и перечисляют в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
-составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов, если иное не установлено законодательством (пункт 4 статьи 336 НК).
Кроме того, при указании в декларации о доходах и имуществе или пояснениях, представленных по требованию налогового органа, в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от деятельности, при осуществлении которой уплачивается единый налог, в размерах, превышающих десятикратный размер уплаченного за определенный период единого налога, плательщиком производится доплата единого налога в размере 10 процентов от суммы такого превышения. Доплата единого налога производится в тридцатидневный срок со дня вручения плательщику извещения налогового органа (пункт 3 статьи 336 НК).
В связи с вышеизложенным, управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району напоминает о необходимости соблюдения индивидуальными предпринимателями – плательщиками ЕН вышеуказанных требований, так как их невыполнение может повлечь негативные последствия в виде применения административной ответственности, установленной КоАП Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь принято Постановление от 29 ноября 2019 г. № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 819/16).
Согласно внесенным изменениям с 05.06.2020 субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги, в том числе указанные как услуги по аренде либо услуги по прокату, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», необходимо будет использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведение электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее Постановление №924/16) и утвержденного данным постановлением Положения № 924/16 «О порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр» (далее Положение № 924/16).
Обращаем внимание, что помимо прочего, к бытовым услугам относятся услуги по аренде либо услуги по прокату.
В пункте 35 Положения № 924/16 перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
В данный перечень в отношении бытовых услуг включено оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену (подпункт 35.16 пункта 35 Положения № 924/16) и осуществление розничной торговли товарами в таких объектах бытового обслуживания населения (подпункт 35.17 пункта 35 Положения № 924/16).
В указанных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при оказании бытовых услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912».
В связи с вышеизложенным, субъектам хозяйствования, обязанным использовать кассовое оборудование и платежные терминалы, необходимо заблаговременно:
приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие подключение к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Справочно. Информация о программных кассах, разрешенных к использованию в Республике Беларусь, размещена на сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-ob-operatorakh-programmnykh-kassovykh-sistem-operator-pks-programmnykh-kassovykh-sistem);
заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договор с пользователем программной кассы или договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ https://info-center.by, https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-dlya-polzovateley-programmnykh-kass/, http://skko.by/vladeltsam/dokumenty);
заключить договор с банком-эквайером и приобрести платежный терминал (за исключением случаев, когда функции платежного терминала интегрированы в программную кассу).
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району информирует физических лиц, получивших в 2019 году доходы, облагаемые подоходным налогом, что в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, действующим с 01.01.2019, изменен срок представления налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц.
Физические лица, получившие в 2019 году доходы, подлежащие налогообложению, обязаны не позднее 31 марта 2020 года представить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц.
Прием налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц будет осуществляться управлением по работе с плательщиками по Каменецкому району по адресу: Брестская область, г. Каменец, ул. Брестская, 30, каб. 7 по следующему графику:
понедельник, четверг - с 8.00 до 19.00
вторник, среда, пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00
суббота 21 марта 2020 года с 9.00 до 13.00
суббота 28 марта 2020 года с 9.00 до 13.00
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц может представляться в письменной форме в налоговый орган независимо от места постановки на учет или в электронном виде через личный кабинет плательщика.
При направлении налоговой декларации (расчета) в письменной форме по почте днем ее представления является дата приема почтового отправления, а в электронной форме - дата ее приема, зафиксированная с помощью программных средств налоговых органов.
Срок предоставления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц по доходам, полученным за 2019 год, наступает 31 марта 2020 года.
Срок уплаты подоходного налога, исчисляемого на основании представленной налоговой декларации (расчета) – 1 июня 2020 года.
Представить налоговую декларацию по подоходному налогу физические лица могут:
• лично – путем посещения налоговой инспекции;
• по почте – в виде почтового отправления с описью вложения (днем представления налоговой декларации считается день отправки почтового отправления);
• через личный кабинет плательщика на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by
Доступ к личному кабинету физического лица и представление налоговой декларации могут быть осуществлены одним из двух способов:
1. с помощью учетной записи и пароля;
2. с помощью личного ключа электронной цифровой подписи.
Для того, чтобы получить логин и пароль для работы в «Личном кабинете», физическому лицу необходимо обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом или видом на жительство и на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (nalog.gov.by) в разделе «Электронные сервисы» заполнить заявку.
Через «Личный кабинет» можно и оплатить рассчитанный подоходный налог. Это позволит сэкономить время, затрачиваемое на поиск необходимых реквизитов для совершения платежа, так как в «Личном кабинете» маршрут уплаты налога формируется индивидуально для пользователя.
В 2020 году сохранилась возможность представления физическим лицом налоговой декларации в любой налоговый орган, а не только в инспекцию по месту жительства.
На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь можно скачать бланк налоговой декларации по подоходному налогу, ознакомиться с порядком ее заполнения, узнать ответы на актуальные вопросы по декларированию доходов.
Дополнительную информацию можно получить в управлении по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30 или по телефонам 9 64 13, 2 36 91, 2 29 62.
Гражданин М. из г. Каменец обратился в инспекцию с вопросом: Я состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построил квартиру. Для оплаты строительства квартиры мной привлекались кредитные средства банка N 1. Процентная ставка по кредиту составляла 35% годовых. Кредитные средства банк в безналичной форме перечислил на счет организации-застройщика. Кредитный договор заключен в период, когда состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Спустя несколько лет мной заключен с банком N 2 договор на рефинансирование (погашение) кредита банка N 1. Процентная ставка по такому кредиту составила 12% годовых. На момент заключения кредитного договора с банком N 2 я не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (снят с учета в связи с улучшением своих жилищных условий). В рамках исполнения условий кредитного договора банк N 2 погасил в полном объеме основной долг и проценты по основному долгу (начисленные на дату погашения основного долга) по кредиту банка N 1.
В настоящее время мной понесены расходы по погашению основного долга и процентов по кредиту банка N 2.
Могу ли я получить имущественный налоговый вычет на суммы расходов по погашению кредита банка N 2?
Физическому лицу разъяснено.
Согласно положениям части первой подпункта 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе на сумму фактически произведенных расходов на погашение кредитов банков Республики Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов и (или) за несвоевременную уплату процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство на территории Республики Беларусь квартиры.
Таким образом, для получения имущественного налогового вычета на суммы расходов, понесенных физическим лицом на погашение кредита, должны одновременно выполняться следующие условия:
- кредитный договор заключен в период, когда физическое лицо состояло на учете нуждающихся;
- кредит фактически израсходован на строительство на территории Республики Беларусь квартиры.
В рассматриваемой ситуации вышеперечисленные условия выполняются только в отношении кредита банка N 1: кредитный договор заключен в момент, когда Вы состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и кредит фактически израсходован на строительство квартиры.
Кредит банка N 2 не соответствует таким условиям: кредитный договор заключен в момент, когда Вы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, и кредит не использован на строительство квартиры. Данный кредит использован на погашение кредита банка N 1.
Таким образом, в изложенной ситуации имущественный налоговый вычет может быть предоставлен Вам только в отношении расходов на погашение кредита банка N 1, включая суммы, которые банк N 2 направил в банк N 1 на погашение кредита физического лица (остатка основного долга и процентов по нему на дату оплаты).
Расходы на погашение кредита банка N 2 имущественному налоговому вычету не подлежат, так как не выполняются условия предоставления данного вычета, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса.