Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее - постановление) внесен ряд изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» и утвержденное этим постановлением Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее - постановление № 924/16, Положение).
В целях реализации мер, направленных на увеличение доли
безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг,
постановлением:
сокращается перечень случаев, при которых юридические
лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес
наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании
услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового
оборудования и (или) карточных платежных терминалов;
расширяется перечень объектов (видов деятельности), в
которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные
предприниматели обязаны использовать платежные терминалы,
определенный приложением 11 к постановлению № 924/16.
Так, постановлением предусматривается исключение из пункта
35 Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и, соответственно,
вводится обязанность использовать кассовое оборудование при продаже товаров,
выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных
напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных,
межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном
государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с
доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными
бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места
осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением технического
обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения
автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных
пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не
более одного человека в одну смену;
осуществление розничной торговли товарами в объектах
бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных
для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования,
хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных
пунктах, с численностью работников не более одного.
С целью расширения возможности осуществлять расчеты за
приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги с помощью банковских
платежных карточек и (или) иных платежных инструментов, а также увеличения доли
безналичных расчетов постановлением предусматривается расширение перечня
объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых)
юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать
платежные терминалы (приложение 11 к постановлению № 924/16), путем
включения в указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных,
межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением
алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном
государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
осуществление торговли с доставкой товаров на дом
операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций
службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места
осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении
(за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения с количеством
работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного
человека в смену;
оказание от имени дипломатических представительств и
консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о
выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал - программное или программно-
техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных
услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных
услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских
платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с
последующим формированием платежного документа.
Таким образом, включение предусматриваемых проектом
постановления объектов (видов деятельности) в приложение 11 к
постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и
использование карточного платежного терминала и, следовательно, не повлечет
значительных расходов для субъектов хозяйствования, поскольку выполнение
предлагаемой обязанности предполагает возможность использования в том числе
программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например,
приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для
возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и
иные варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного
терминала).
Также постановлением
предусматривается совершенствование порядка приема средств платежа с
использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь.
В последние годы рынок торговых автоматов претерпел
значительные изменения в связи с развитием технологий в сфере приема платежей в
безналичной форме. Большинство торговых автоматов в настоящее время оборудовано
как минимум устройствами, позволяющими принимать платежи с использованием
банковских платежных карточек, отдельные торговые автоматы позволяют принимать
платежи с использованием иных форм безналичных расчетов (QR-коды и другие).
В этой связи постановлением предусматривается внесение
изменений в главу 5 постановления № 924/16, предполагающих совершенствование
порядка использования торговых автоматов, а также полноценный учет выручки
(наличной и безналичной) субъектов хозяйствования, использующих такие торговые
автоматы. Так, в частности, постановлением предусматривается, что:
если субъект хозяйствования использует торговый автомат,
обеспечивающий прием платежей только наличными денежными
средствами, то в такой автомат должно быть установлено средство контроля
налоговых органов или встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным
средством контроля налоговых органов (данное требование действует в настоящее
время) либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса
(размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с
программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов
программных кассовых систем;
если субъект хозяйствования использует торговый автомат,
обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами и в
безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен
кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых
органов либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса
(размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с
программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов
программных кассовых систем.
Кроме того, постановлением предусматривается возможность
использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих маркировке
унифицированными контрольными знаками и (или) средствами идентификации, при
условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с установленным средством
контроля налоговых органов и программных касс требованиям, установленным
пунктом 101 Положения.
Кроме того, в целях создания равных условий для всех
субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование, постановлением
предусматривается возможность для юридического лица или индивидуального
предпринимателя, использующего специальную компьютерную систему (далее - СКС)
при согласии покупателя (потребителя) выдавать покупателю (потребителю)
платежный документ только в электронном виде. Способ выдачи такого платежного
документа будет определяться определяется юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, использующим такую СКС.
Справочно. В настоящее время, в соответствии с пунктом 151,
абзацем вторым пункта 23 Положения, при согласии покупателя (потребителя)
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие кассовый
аппарат или программную кассу, формируют и выдают покупателю (потребителю)
платежный документ только в электронном виде.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2025 г., что позволит
субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым требованиям,
обязанность по соблюдению которых предусматривается постановлением.