Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется
на всех физических лиц, в том числе физических лиц, имеющих собственные блоги
(веб-сайты) на различных интернет-платформах (Facebook, YouTube, Instagram,
Twitter, TikTok и др.) (далее - блогеры) и получающих доходы от размещения
рекламы, от продажи через блог своих услуг (например, продажи платных курсов,
уроков, тренингов, вебинаров), от монетизации блога, в результате дарения, в
виде пожертвований (донатов) и т.д.
Услуги по размещению (распространению) рекламы вправе
оказывать только рекламораспространители, включенные в Реестр
рекламораспространителей (без включения в Реестр можно будет оказывать услуги
по размещению (распространению) рекламы, указанной в абз. 14 - 20 п. 7 ст.
2 Закона Республики Беларусь от 06.01.2024 №353-З «Об изменении законов по
вопросам рекламы»).
В случае получения блогером доходов от белорусских
организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей налогообложение таких
доходов осуществляется налоговыми агентами, являющимися источником их выплаты.
При получении блогером - налоговым резидентом Республики
Беларусь в течение календарного года доходов на территории Республики Беларусь
и (или) из-за ее пределов от физических лиц, иностранных организаций,
иностранных индивидуальных предпринимателей, налогообложение таких доходов
осуществляется налоговым органом по ставке подоходного налога в размере 13
процентов на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с
физических лиц, которую блогер обязан представить в налоговый орган не позднее
31 марта года, следующего за истекшим календарным годом (подпункты
1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 219, пункт 1 статьи 222 НК).
Уплата подоходного налога, исчисленного налоговым органом,
производится блогером не позднее 1 июня года, следующего за отчетным
календарным годом, на основании извещения налогового органа (часть третья
пункта 2 статьи 219 НК).
Также блогеры могут применять особый налоговый режим -
налог на профессиональный доход, если соблюдают в совокупности следующие
условия:
- осуществляют деятельность самостоятельно - без нанимателя
и без работников;
- получают заказ на размещение рекламы и передают результат
услуги через Интернет;
- оказывают услуги вне места нахождения заказчика (его филиала,
иного обособленного структурного подразделения), территории или объекта,
находящихся под контролем заказчика.
Ставка НПД составляет 10% от профессионального дохода
в случае, если
- доход в любом размере получен от физлиц, иностранных
организаций и ИП;
- доход не превышает 60 000 бел. руб. в целом за
год и получен от белорусских организаций и ИП.
Ставка НПД составляет 20% от профессионального дохода в
случае, если доход получен от белорусских организаций и ИП в размере свыше
60 000 бел. руб. в целом за год.
С 01.07.2026 сумма НПД исчисляется в размере не
менее 45 руб. в месяц.
Минимальную ежемесячную сумму необходимо будет уплатить даже
при нулевой налоговой базе.
1" />