В целях раскрепощения деловой активности населения, вовлечения незанятых граждан в трудовую деятельность в настоящее время государством предусмотрена возможность для физических лиц осуществлять отдельные виды деятельности самостоятельно, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) либо с применением налога на профессиональный доход (далее – НПД).
Для осуществления деятельности с уплатой единого налога перечень
видов деятельности (далее - Перечень) определен пунктом 3 статьи
337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), для осуществления
деятельности с применением НПД - постановлением Совета Министров Республики
Беларусь 28 июня 2024 г. № 457 (ред. от 02.02.2026) «О видах индивидуальной
предпринимательской деятельности».
При осуществлении деятельности с уплатой единого налога до
начала осуществления деятельности следует:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо
через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые
физическое лицо предполагает осуществлять, в т.ч. периода и места осуществления
деятельности, наличия льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог
с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным НК ставкам.
При осуществлении деятельности с применением НПД необходимо
до начала осуществления деятельности:
- установить на свой смартфон или компьютер приложение
«Профдоход»;
- проинформировать налоговый орган через приложение
«Профдоход» о применении НПД.
Подробную информацию по вопросам специального режима
налогообложения «НПД» либо по уплате единого налога с физических лиц можно
получить в любом налоговом органе.
С информацией о применении
особого режима налогообложения «НПД» и использовании приложения «Профдоход»
можно также ознакомиться на сайте МНС в специально созданной и размещенной в
разделе «Актуально» страничке «НПД» по ссылке https://www.nalog.gov.by/professional_income_tax/
Одновременно обращаем внимание, что для физических лиц, при
выявлении впервые фактов осуществления деятельности без уплаты единого налога либо
фактов осуществления деятельности, единый налог исчисляется налоговыми органами
исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в
котором осуществляется деятельность физическим лицом (пункт 41 статьи
342 НК).
Для физических лиц при выявлении повторных фактов
осуществления указанных видов деятельности единый налог исчисляется налоговыми
органами с применением коэффициента 5 (пункт 42 статьи 342 НК).
Занятие незарегистрированной предпринимательской
деятельностью, имеющей систематический характер, несмотря на выявление
налоговым органом впервые, влечет применение мер административной ответственности
в соответствии с пунктом 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях.
Информация предоставлена исходя из норм действующего
законодательства в 2026 году.
1" />