В соответствии со статьями 20 и 21 Закона Республики
Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»
Наниматели имеют право:
· принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся
к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду,
занятости и социальной защите;
· получать от органов государственной службы занятости
населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
· обжаловать решения, действия (бездействие) органов
государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные
органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в
порядке, установленном законодательством.
Наниматели обязаны:
· участвовать в проведении государственной политики в
области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о
труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания
помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий,
ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке,
переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной
законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам
за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми
актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной
брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не
способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
· своевременно (не позднее, чем за три месяца) представлять
в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную
информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и
численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых
намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном
законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
· не менее чем за два месяца до высвобождения работников в
связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального
предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно
уведомлять об этом органы государственной службы занятости населения по месту
нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности),
квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;
· принимать на работу граждан, направленных органами по
труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии
со статьей 11настоящего Закона;
· принимать на работу выпускников, которым место работы
предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления
(последующего направления) на работу;
· создавать рабочие места (в том числе специализированные для
лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в
статьи 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест
устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или
специальными государственными программами;
· создавать рабочие места для трудоустройства
работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального
заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими
трудовых обязанностей у данного нанимателя;
· письменно уведомлять органы государственной службы
занятости населения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти
дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При
этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведения об
имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);
· информировать органы по труду, занятости и социальной
защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в
соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и
социальной защите, в день заполнения;
· предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным
и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ,
утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
· осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу
обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду,
занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости
и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную
надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу
этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения
ими трудовых обязанностей;
· перечислять обязательные страховые взносы в
государственный фонд содействия занятости.
При приеме на работу гражданина, направленного органом по
труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает
в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня
приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного
органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное
лицо нанимателя в направлении органа государственной службы занятости населения
делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу,
заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление
гражданину.
Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных
лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и
социальной защите для трудоустройства.
Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных
исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке
труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.