МАТЕРИАЛ
для членов
информационно-пропагандистских групп
(февраль 2024 г.)
ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
Материал подготовлен на основе информации
Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь,
материалов
агентства ”БелТА“ и газеты ”СБ. Беларусь сегодня“
Выборы – один из неотъемлемых элементов
демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с
равным воздействием участников на исход процесса.
В
нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия,
закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть
непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах,
определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин
самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.
Президент
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20
ноября 2023 г. подписал указы № 367 ”О назначении выборов депутатов“
и
№ 368 ”О назначении выборов в Совет Республики Национального
собрания Республики Беларусь“.
ВЫБОРЫ
ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.
Текущая избирательная кампания – крупнейшая за
всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных
Советов депутатов.
Справочно:
В областные и Минский городской Советы – 388
депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) –
373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских
– 8 033 депутата.
В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане
определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя
им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье,
могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с
20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя.
В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться
в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об
организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
С 9 февраля каждый избиратель может проверитьвключен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли
указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для
голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной
территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов
(не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов
имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на
территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну
и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул.
Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина
есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту
регистрации.
Справочно:
Решение отказаться от формирования участков для
голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на
территории других стран, сокращении численности
работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической
обстановкой.
На избирательном участке избиратели получат:
в Минске – по 2 бюллетеня: по выборам
депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;
в областных и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов
Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;
в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам депутатов
Палаты представителей, облсовета, райсовета,
сельского или поселкового Совета.
ВЫБОРЫ
В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
С 12 марта
по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов
депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского
городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены
Совета Республики.
С 22 марта
по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы
членов Совета Республики пройдут 4
апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового
уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление
ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не
позднее 11 апреля 2024 г.
Вниманию выступающих: при
подготовке выступления целесообразно воспользоваться ранее направленными
материалами о роли и полномочиях депутатов
местных Советов депутатов, Парламента, а также результатах законодательной
деятельности Парламента седьмого созыва.
Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси
демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества.
Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того,
что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку
государственного переворота.
КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ
Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению,
долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране
доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную
политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.
Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не
всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно
сказать, что почти 5%
(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на
выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая
часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому
конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был
один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.
Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспеченасостязательность и конкуренция является
статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.
Справочно:
Всего в депутаты Палаты
представителей выдвинуто
298 кандидатов, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты
представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82
кандидата представляют сферу науки,
образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственныеорганы, 49 – промышленность, транспорт, строительство.
Всего в депутаты местных
Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов, из которых 18 802 продолжат борьбу за
депутатский мандат. Среди них 803
гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330
действующих депутатов местных Советов депутатов.
Вниманию выступающих: здесь
целесообразно привести общие сведения о кандидатах в депутаты в вашем регионе.
За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты
избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).
Справочно:
Избирательным кодексом
предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами
в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в
другой удобной для избирателей форме;
массовые
мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью
осуществления предвыборной агитации;
распространение
агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.
У избирателей будет
возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты
Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению
и радио.
Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены
на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и
распорядительного органа.
Вниманию выступающих: здесь
целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на
территории округов, сформированных в вашем регионе.
Наряду с этим на всех участках для
голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о
кандидатах.
ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ
Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно
обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и
дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее
деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило
избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо
тех из них, которые управлялись или финансировались извне.
Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий,
насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на
денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.
Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не
менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально
ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская
партия ”Белая Русь“).
Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут
предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и
процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не
будет.
Справочно:
Белорусская
партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы
3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в
Парламент.
Коммунистическая партия
Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.
Республиканская партия труда
и справедливости – 420 человек в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.
Либерально-демократическая
партия Беларуси – 209 человек в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.
Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на
бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ,
где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь.
Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и
демократично на парламентской площадке.
Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть
выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.
Справочно:
В соответствии с
Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены
не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора
подписей.
В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он
хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии
или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В
этом проявляется демократизм нашего строя.
В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не
оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные
списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только
внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.
ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ
Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная
работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному
опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции
в вопросах государственного устройства.
Понимая это, белорусы делают выбор осознанно,
вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную
программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов,
подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и
государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные
учителя“.
Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать
электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых
”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития
общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной
жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным
ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших
стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с
требованиями защиты своих базовых прав и интересов.
В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного
Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее
предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные:
встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты(20,5%). Данные формы
позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через
прямую коммуникацию с ними. Далее
располагаются – работа в сети
Интернет, использование средств
наглядной агитации, индивидуальная
работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в
депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению
проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих
депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от
потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной
работы в случае их избрания.
На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние
характеристика личности кандидата в депутаты.
По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном
руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности –
38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические
взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно
говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).
В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и
партийная принадлежность кандидатов.
Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с
которой он выступает.
По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен
сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля
принятых властью решений (29,3%),
проведении встреч с избирателями (26,8%),
совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили
крайнее неодобрение.
Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется
здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.
От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового
уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую,
свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.
ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ
Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в
высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“
многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.
Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной
истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных
депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы
придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока
никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения
наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.
Справочно:
Среди причин такого решения:
отсутствие у ОБСЕ единых
норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного
наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные
географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей,
которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также
традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;
деградация атмосферы
межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое
выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного,
дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и
экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В
ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии,
что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии
БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого
электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации
наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная
комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями
могут быть представители политических
партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан,
представители иностранных государств и международных организаций.
Справочно:
По
состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными
избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими,
участковыми – 27 064.
Для наблюдения за выборами в
Республике Беларусь приглашены:
миссия СНГ, в том числе
Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);
Шанхайская организация
сотрудничества (4 человека);
избирательные органы
иностранных государств (6 человек).
Итого, наблюдать за выборами
депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31
января).
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуальную
информацию о количестве аккредитованных наблюдателей в вашем регионе.
Вместе с
тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля
не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии
ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части
приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность
отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние
дела Беларуси.
ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО
Ключевой особенностью электоральной кампании –
2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны
внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой
гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только
формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм
консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно
возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира
на нашей земле.
Перед белорусами стоит непростая задача –
строительство национальной политической системы, которая бы максимально
обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости
на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор –
это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“
общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой
голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из
нас.
Выборы в Парламент и местные Советы депутатов –
это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения
и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная,
технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме
нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за
нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.
****
Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне
попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси,
политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране
позволят белорусам сделать правильный выбор.
Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы
сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и
мы можем утонуть, опрокинуть государство“.
Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание.
Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое
развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.