Защита прав потребителей
Отношения в области защиты прав
потребителей в Республике Беларусь регулируются Гражданским кодексом Республики
Беларусь, Законом Республики Беларусь от 09 января 2002 № 90-З «О защите прав
потребителей», международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми
актами и иным законодательством.
Государственную защиту прав
потребителей в Каменецком районе осуществляют уполномоченные по
защите прав потребителей Каменецкого районного исполнительного комитета.
В соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках,
праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в
нашей стране отмечается праздничный день – День потребителя, приуроченный к
Всемирному дню защиты прав потребителей.
В 2023 году Всемирный деть защиты прав
потребителей проводится под девизом: «Грамотный потребитель – ответственный
бизнес».
Тема «Грамотный потребитель –
ответственный бизнес» призвана обратить внимание на необходимость формирования
пространства и взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом.
Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств-членов
Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей, которая
предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению
населения по вопросам защиты прав потребителей.
Приобретая товары либо услуги (работы)
каждый полагает, что товар будет долго служить, а услуги будут оказаны
вовремя качественно. Но к сожалению, никто
не застрахован от таких неприятных жизненных ситуаций, как покупка товара с
недостатком, оплата некачественной услуги, оплата работы по договору, которая
не выполняется в положенный срок и т.д.
Анализ
обращений граждан по защите прав потребителей в сфере торговли, общественного
питания и бытовых услуг показывает, что обращения граждан в основном содержат
следующие вопросы:
несоблюдение сроков поставки товаров
(выполнения работ, услуг);
приобретение товара ненадлежащего
качества;
предоставление ненадлежащей (недостоверной),
неполной информации продавцами при продаже товаров;
некачественно оказанные услуги;
невыполнение условий договоров при оказании
услуг;
нарушение сроков по безвозмездному
устранению недостатков и иные.
В целях повышения правовой грамотности
потребителей проводятся консультации потребителей по телефону, в ходе которых
уполномоченным по защите прав потребителей гражданам разъясняются их права,
порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (изготовителями,
исполнителями услуг). Значительная часть обращений связана с возникновением у
потребителей проблемных вопросов при приобретении товаров в сети Интернет,
особенно в социальных сетях. Почему покупки в социальных сетях небезопасны? На
них не распространяется Закон «О защите прав потребителей», а только
Гражданский кодекс. Это обусловлено тем, что зачастую товары в социальных сетях
продают физические лица, которые по закону являются продавцами. И если с
легальными интернет-магазинами можно решить спор в досудебном порядке, то в
этом случае только через суд.
В Каменецком районе за 2022 год рассмотрено
8 обращений потребителей: 6 – в сфере торговли, в том числе 5 при реализации
отечественного товара, 1 импортного, 1 – в сфере бытовых услуг, 1 – по иным
вопросам в сфере защиты прав потребителей.
Консультацию
уполномоченного по защите прав потребителей Каменецкого райисполкома можно
получить по телефону 76-1-25 или по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 9, каб.
203 (понедельник – пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00