28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда.
Это знаковое
событие в мире труда. В Беларуси, конечно, этот день также не проходит
незамеченным. Традиционно, в эти дни в республике проходит целый ряд
мероприятий, посвященных вопросам охраны труда. Это семинары, конференции,
круглые столы. Мы вновь и вновь напоминаем о том, что обеспечение прав и
гарантий работников в области охраны труда, создание условий для достойной
трудовой деятельности, приносящей удовлетворение гражданину и пользу обществу –
это один из важнейших приоритетов государственной политики.
В этом году
центральной темой станет «Революционные подходы к безопасности и
гигиене труда: роль искусственного интеллекта (ИИ) и цифровизации на рабочих
местах».
В Республике
Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное
значение. Право работника на безопасный труд – одна из важнейших гарантий в
области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь. Значение этого
направления работы сложно переоценить. Меры по охране труда призваны спасти
жизни и здоровье тысяч работников.
Отличительная
черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь – это активное
влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему
механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие
законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии,
определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.
На
сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в
области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный
международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на
национальном уровне.
Основным
нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь
«Об охране труда», который
был принят в 2008 году. На основании данного Закона в Республике Беларусь
создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда,
определяющей роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных
условий труда на всех уровнях: начиная от уровня республики и заканчивая
конкретными организациями, должностными лицами и работниками. Она позволяет
комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая
необходимые условия для реализации права работника на работу в безопасных
условиях труда, а также на защиту своих прав и получение соответствующих
компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания.
В то же
время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо
совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования
на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику.
В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда
направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по
предупреждению производственного травматизма.
Основными
методами реализации органами государственного управления государственной
политики в области охраны труда являются:
1) функционирование
отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ);
2) совершенствование
СУОТ в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях,
направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования
работников;
3) рассмотрение
на заседаниях коллегиальных органов:
вопросов
охраны и условий труда, профилактики производственного травматизма, соблюдения
требований Директивы Президента Республики Беларусь от
11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной
безопасности и дисциплины»;
отчетов
руководителей подчиненных (входящих в состав, расположенных на подведомственной
территории) организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и
производственной дисциплины;
обстоятельств
и причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями с
разработкой мероприятий по решению проблем безопасности труда, характерных для
отрасли;
4) анализ
результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на
подведомственной территории) организациях;
5) проведение
ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию
работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей
культуры охраны труда;
6) организация
и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных
(расположенных на подведомственной территории) организациях;
7) проведение
семинаров и конференций по охране труда.
Эффективной
формой работы по профилактике производственного травматизма стало проведение во
всех регионах республики таких мероприятий, как «Недели нулевого травматизма».
В течение 2024 года проведено 34 таких мероприятия на областном уровне, 404 –
на районном (городском) и 168 мероприятий – на отраслевом уровне. В
Чашникском районе Витебской области, Брагинском, Кормянском и Чечерском районах
Гомельской области, а также в Белыничском районе Могилевской области не только
в период проведения «Недель нулевого травматизма», но и в течение всего 2024
года не допущено случаев производственного травматизма.
Для
оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и
методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и
проведении работ в 2024 году продолжили свою работу 152 мобильные группы,
созданных местными исполнительными и распорядительными органами. Ими проведено
14,2 тыс. обследований (таблица 1), в ходе которых нанимателям
рекомендовано устранить более 142 тыс. недостатков в обеспечении
безопасности работающих.
Таблица 1
Сведения о
деятельности мобильных групп в 2024 году
|
проведено
обследований |
выявлено
нарушений требований безопасности |
Всего |
14194 |
142336 |
в сельскохозяйственных
организациях |
4415 |
48444 |
в строительных организациях |
2391 |
26346 |
в иных организациях |
7388 |
67546 |
Проводится
работа по укомплектованию организаций квалифицированными специалистами по
охране труда. По направлениям организаций с учетом рекомендаций комитетов по
труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома
в 15 учреждениях образования, осуществляющих переподготовку специалистов по
охране труда, в 2024 году завершили обучение 182 человека, продолжают обучение
– 348 человек. Всего с 2004 года переподготовку прошли 3,2 тысяч специалистов
организаций.
Органами
государственного управления с участием государственных инспекторов Департамента
государственной инспекции труда организована проверка знаний у более 50 тыс.
руководителей, должностных лиц и членов комиссий для проверки знаний
работников организаций по вопросам охраны труда. Более 38,9 тысяч прошли
повышение квалификации по вопросам охраны труда.
В рамках
работы по пропаганде безопасных условий труда в регионах проводились семинары и
конференции по вопросам практического применения законодательства об охране
труда, в том числе проведена белорусско-российская конференция по
вопросам охраны труда, на которой обсуждены вопросы унификации законодательства
об охране труда в рамках Союзного государства, пути совершенствования
механизмов профилактики производственного травматизма.
В целях
популяризации вопросов охраны труда, активизации и повышения эффективности
осуществления информационного обеспечения деятельности по охране труда на
подведомственной территории Министерством труда и социальной защиты 11 декабря
2024 г. проведены итоги республиканского смотра-конкурса «Лучшее информационное
обеспечение охраны труда» среди местных исполнительных и распорядительных
органов.
Осуществляется
мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации
рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях
труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную
оплату труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный
трудовой отпуск.
Согласно данным
государственной статистической отчетности 2-условия труда (Минтруда и
соцзащиты) «Отчет по условиям труда» в организациях республикипо состоянию
на 1 января 2025 года по сравнению с 1 января 2024 года списочная
численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными
условиями труда, уменьшилась с 703,5 тыс. до 672,9 тыс. человек или на 4,3
процента.
Удельный вес работников,
занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, к общему
количеству занятых в экономике составил 16,3 процента.
В
организациях республики в течение 2024 года приведены в соответствие с
требованиями гигиенических нормативов 17,8 тыс. рабочих мест для 21,9
тыс. работников (улучшены условия труда на 13,5 тыс. рабочих
местах с вредными и (или) опасными условиями труда для 18,1 тыс. работников).
Виды
компенсаций по условиям труда, предоставляемых работникам за работу во вредных
и (или) опасных условиях труда, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Численность
работников пользующихся компенсациями по условиям труда (тыс. человек)
Показатель |
2023 г. |
2024 г. |
Увеличение
(уменьшение), % |
|
Численность
работников, которые пользуются компенсациями по условиям труда,
из них имеют право на: |
703,5 |
672,9 |
– 4,3 |
|
дополнительный отпуск |
702,1 |
668,3 |
– 4,8 |
|
сокращенную продолжительность рабочего
времени |
61,4 |
58,4 |
– 4,9 |
|
оплату труда в повышенном размере |
585,6 |
557,4 |
– 4,8 |
|
В целях
обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда
в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение
банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством
АИС «Мониторинг условий труда на производстве».
Работа по
улучшению условий труда способствует сокращению случаев профессиональной
заболеваемости. В 2024 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано
30 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний, острые
профессиональные заболевания не регистрировались (в 2023 году – 32 случая).
Среди заболевших 28 мужчин и 2 женщины (в 2023 – 27 и 5). Уровень
профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих снизился и составил 0,08 случаев
(в 2023 году – 0,09).
Наибольшее
количество потерпевших в результате профессиональных заболеваний
зарегистрировано в г. Минске и Минской области (таблица 3).
Таблица
3
Количество
потерпевших
в результате
профессиональных заболеваний, человек
|
2023 г. |
2024 г. |
Республика Беларусь |
32 |
30 |
Брестская |
1 |
- |
Витебская |
1 |
2 |
Гомельская |
2 |
- |
Гродненская |
2 |
1 |
г. Минск |
13 |
18 |
Минская |
12 |
7 |
Могилевская |
1 |
2 |
Наибольшее
число потерпевших в результате профессиональных заболеваний в 2024 году зарегистрировано
в организациях по производству машин и оборудования (таблица 4).
Таблица 4
Распределение
профессиональных заболеваний
по видам
экономической деятельности
Наименование
вида экономической деятельности по ОКЭД |
Кол-во
заболевших |
Всего |
33 |
Сельское, лесное и рыбное
хозяйство |
1 |
растениеводство
и животноводство, охота и предоставление услуг |
1 |
Горнодобывающая промышленность |
6 |
добыча металлических руд и прочих
полезных ископаемых |
6 |
Обрабатывающая промышленность |
23 |
производство
текстильных изделий, одежды |
1 |
производство
кокса и продуктов нефтепереработки |
1 |
производство
резиновых и пластмассовых изделий |
1 |
производство машин и оборудования,
не включенных в другие группировки |
20 |
В 2024 году
впервые установлены проценты утраты трудоспособности без установления
инвалидности вследствие профессионального заболевания у 10 человек, вследствие
трудового увечья – у 123 человек, инвалидность вследствие профессионального
заболевания у 4 человек, вследствие трудового увечья – у 109 человек (таблица
5).
Таблица 5
Количество лиц, которым впервые установлены проценты
утраты трудоспособности и (или) инвалидность в результате трудового увечья и
профессионального заболевания в 2024 г.
Регион |
Установлены
проценты утраты трудоспособности без установления инвалидности |
Установлена
инвалидность |
||
вследствие
профессионального заболевания |
вследствие
трудового увечья |
вследствие
профессионального заболевания |
вследствие
трудового увечья |
|
Республика Беларусь |
10 |
123 |
4 |
109 |
Брестская |
- |
2 |
- |
20 |
Витебская |
- |
6 |
1 |
12 |
Гомельская |
- |
26 |
- |
26 |
Гродненская |
- |
16 |
- |
14 |
г. Минск |
7 |
21 |
2 |
7 |
Минская |
3 |
34 |
1 |
18 |
Могилевская |
- |
18 |
- |
12 |
При анализе
профессиональных заболеваний по этиологическим факторам определено, что 80
процентов заболеваний возникли по причине воздействия промышленных аэрозолей,
20 процентов – физических факторов.
Весь
комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и
разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и
общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение
производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось
достичь определенных положительных результатов.
По данным
Департамента государственной инспекции труда в 2024 году по сравнению
с 2023 годом в организациях республики отмечается:
– сохранение общего числа
травмированных на производстве практически на уровне 2023 года. В 2023 году
травмировано
на
производстве 1850 человек, в 2024 году – 1849 человек;
–
снижение случаев гибели с 117 до 105 человек.
Справочно. В
2024 году Департаментом выявлен 21 несчастный случай на производстве, скрытый
работодателями от расследования. По всем указанным несчастным случаям проведены
расследования, виновные должностные лица привлечены к административной
ответственности. Кроме того, Департаментом вскрыты 16 фактов травмирования
граждан, допущенных к выполнению
работ
без оформления трудовых отношений. По требованию Департамента данные случаи
квалифицированы как производственные.
Рост общего числа потерпевших на производстве по
сравнению с 2023 годом отмечен в Брестской и Гомельской областях,
погибших – в Гродненской и Минской областях (таблица 6).
Таблица 6
Численность
работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве,
человек
|
Всего |
В % к 2023
г. |
из них со
смертельным исходом |
В % к
2023г. |
||
2023 г. |
2024 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
Республика Беларусь |
1850 |
1849 |
99,9 |
117 |
105 |
89,7 |
Брестская |
249 |
312 |
125,3 |
18 |
17 |
94,4 |
Витебская |
205 |
194 |
94,6 |
13 |
5 |
38,5 |
Гомельская |
197 |
214 |
108,6 |
18 |
14 |
77,8 |
Гродненская |
233 |
208 |
89,3 |
13 |
18 |
138,5 |
г. Минск |
296 |
285 |
96,3 |
18 |
13 |
72,2 |
Минская |
368 |
362 |
98,4 |
22 |
23 |
104,5 |
Могилевская |
302 |
274 |
90,7 |
15 |
15 |
100,0 |
Среди
пострадавших на производстве 1369 мужчин (74,0 процента) и 480 женщин
(25,9 процента). Из 105 работающих, погибших на производстве в 2024 году, 101
мужчина (96,2 процента) и 4 женщины (3,8 процента). В 2024 году в
результате несчастных случаев на производстве пострадало 17 работающих
в возрасте моложе 18 лет, 2 из которых погибло.
Коэффициент частоты
производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в
расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2024 году составил
50,6, коэффициент частоты смертельного травмирования – 2,9 (таблица 7).
Таблица 7
Уровень производственного травматизма в расчете на 100
тысяч застрахованных
|
Коэффициент
частоты производственного травматизма общий |
Коэффициент
частоты производственного травматизма со смертельным исходом |
||
2023 г. |
2024 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Республика Беларусь |
50,3 |
50,6 |
3,2 |
2,9 |
Брестская |
52,6 |
65,8 |
3,8 |
3,6 |
Витебская |
53,1 |
51,0 |
3,4 |
1,3 |
Гомельская |
41,2 |
45,4 |
3,8 |
3,0 |
Гродненская |
62,8 |
56,8 |
3,5 |
4,9 |
г. Минск |
28,5 |
27,4 |
1,7 |
1,3 |
Минская |
63,6 |
62,9 |
3,8 |
4,0 |
Могилевская |
86,0 |
79,5 |
4,3 |
4,4 |
По
видам экономической деятельности в 2024 году, как и в 2023 году, наибольшее
количество случаев травмирования работников на производстве отмечается в
организациях промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортной
деятельности.
Чаще всего
травмы со смертельным исходом отмечаются в сфере строительства, сельского
хозяйства и промышленности (таблица 8).
При этом
самые высокие коэффициенты частоты травмирования
и гибели
работающих отмечены в таких видах экономической деятельности как
растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих сферах,
строительство, а также в промышленности (таблица 9).
Таблица 8
Количество
работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по
видам экономической деятельности, человек
|
Всего /
удельный вес от их общего количества, % |
из них со
смертельным исходом / удельный вес от их общего количества, % |
||
2023 г. |
2024 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Республика Беларусь |
1850/100 |
1849/100 |
117/100 |
105/100 |
промышленность |
595/32,2 |
540/29,2 |
24/20,5 |
18/17,1 |
растениеводство и животноводство,
охота и предоставление услуг в этих областях |
429/23,2 |
430/23,3 |
25/21,4 |
25/23,8 |
строительство |
237/12,8 |
243/13,1 |
31/26,5 |
28/26,7 |
транспортная деятельность,
складирование, почтовая и курьерская деятельность |
131/7,1 |
136/7,4 |
18/15,4 |
14/13,3 |
оптовая и розничная торговля,
ремонт автомобилей и мотоциклов |
115/6,2 |
116/6,3 |
5/4,1 |
6/5,7 |
здравоохранение и социальные
услуги |
63/3,4 |
76/4,1 |
– |
– |
снабжение электроэнергией, газом,
паром, горячей водой и кондиционированным воздухом |
48/2,6 |
50/2,7 |
6/4,9 |
1/1,0 |
лесоводство и лесозаготовки |
33/1,8 |
45/2,4 |
3/2,7 |
6/5,7 |
образование |
34/1,8 |
37/2,0 |
1/0,9 |
– |
водоснабжение, сбор, обработка и
удаление отходов |
21/1,1 |
27/1,5 |
1/0,9 |
– |
прочие виды деятельности |
144/7,7 |
149/7,7 |
3/2,7 |
7/6,7 |
Таблица 9
Уровень
производственного травматизма по видам экономической деятельности (на 100 тысяч
работников)
|
Коэффициент
частоты производственного травматизма |
|||
общий |
со
смертельным исходом |
|||
2023 г. |
2024 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Республика Беларусь |
50,3 |
50,6 |
3,2 |
2,9 |
сельское, лесное и рыбное
хозяйство |
149,0 |
153,2 |
9,0 |
10,0 |
строительство |
113,7 |
116,6 |
14,9 |
13,4 |
промышленность |
65,4 |
59,3 |
2,6 |
2,0 |
В 2024 году
наибольший удельный вес среди травмированных
и погибших
на производстве, составили работающие организаций коммунальной формы
собственности. В них в результате несчастных случаев на производстве пострадало
780 работающих, из них 38 погибло. При этом наибольшее количество
пострадавших и погибших на производстве – работающие организаций Брестской и
Минской областей.
Среди
потерпевших работников организаций коммунальной формы собственности около
половины – работающие сельскохозяйственных организаций.
В 2024 году
по сравнению с 2023 годом увеличилось количество получивших травмы на
производстве в организациях частной формы собственности с 626 до 656 человек,
а погибших – с 43 до 55.
Статистика производственного
травматизма показывает, что среди получивших травмы и погибших в результате
несчастных случаев на производстве более половины – лица в возрасте старше 40
лет (таблица 10).
Таблица 10
Количество
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в
зависимости от возраста, человек
|
Всего /
удельный вес от их общего количества, % |
из них со
смертельным исходом / от их общего количества, % |
||
2023 г. |
2024 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Республика Беларусь |
1850/100 |
1849/100 |
117/100 |
105/100 |
до 18 лет |
15/0,8 |
17/0,9 |
1/0,9 |
2/1,9 |
с 18 до 30 лет (включительно) |
339/18,3 |
327/17,7 |
20/17,1 |
10/9,5 |
с 31 до 40 лет (включительно) |
403/21,8 |
367/19,8 |
22/18,8 |
24/22,9 |
с 41 до 50 лет (включительно) |
405/21,9 |
453/24,5 |
19/16,2 |
30/28,6 |
с 51 до 60 лет (включительно) |
529/28,6 |
486/26,3 |
41/35,0 |
30/28,6 |
старше 60 лет |
159/8,6 |
199/10,8 |
14/12,0 |
9/8,6 |
Мониторинг
производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования
людей на производстве в 2024 году явились воздействие движущихся,
разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего с
высоты и из-за дорожно-транспортных происшествий. Удельный вес травмированных
на производстве и погибших в 2024 и 2023 годах в организациях республики
по основным видам происшествий приведен в таблице 11.
Таблица11
Удельный вес
происшествий, повлекших травмирование или гибель работников на производстве
|
Удельный
вес от общего количества травмированных, % |
Удельный
вес от общего количества погибших, % |
||
2023 г. |
2024 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
воздействие движущихся,
разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное |
27,6 |
26,8 |
16,2 |
21,9 |
падение потерпевшего во время
передвижения |
18,8 |
18,0 |
2,6 |
1,0 |
дорожно-транспортное происшествие |
9,4 |
11,8 |
17,9 |
21,0 |
падение потерпевшего с высоты |
9,5 |
9,4 |
17,9 |
19,0 |
падение, обрушение конструкций
зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта и тому подобное |
7,2 |
8,5 |
10,3 |
16,2 |
повреждения в результате контакта
с представителями флоры и фауны |
5,4 |
6,9 |
1,7 |
1,9 |
воздействие вредных веществ |
1,8 |
1,9 |
– |
– |
нанесение травмы другим лицом |
2,2 |
1,8 |
0,9 |
– |
воздействие экстремальных
температур |
3,1 |
1,6 |
2,6 |
1,0 |
поражение электрическим током |
1,5 |
1,2 |
6,8 |
7,6 |
пожар |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
2,9 |
падение потерпевшего в колодцы,
ямы, траншеи, емкости и тому подобное |
0,6 |
0,5 |
0,9 |
– |
взрыв |
0,6 |
0,4 |
2,6 |
– |
отравление |
0,5 |
0,2 |
2,6 |
– |
асфиксия |
0,2 |
0,1 |
1,7 |
1,9 |
утопление |
0,1 |
0,1 |
1,7 |
1,0 |
стихийные бедствия |
0,1 |
– |
0,9 |
– |
прочие |
10,9 |
10,2 |
11,8 |
4,6 |
Анализ
завершенных расследований несчастных случаев на производстве свидетельствует,
что большинство подобных происшествий в 2024 году обусловлено неисполнением
работодателями
и (или)
самими работающими требований охраны труда, причем это характерно для
организаций всех форм собственности (таблица 12). При этом удельный вес
несчастных случаев, происшедших из-за необеспечения работодателями (их
должностными лицами) безопасных условий труда, продолжает оставаться
значительным.
Таблица 12
Удельный вес
причин производственного травматизма
|
Травматизм
на производстве |
Исключи-тельно
по вине работода-теля |
Смешанная
ответстве-нность работода-теля и потерпев-шего |
Исключи-тельно
по вине потерпе-вшего |
Прочие |
Республика Беларусь |
общий |
13,6 |
6,6 |
33,8 |
46,0 |
смертельный |
32,6 |
– |
34,9 |
32,5 |
|
организации республиканс-кой формы
собственности |
общий |
10,9 |
8,6 |
40,4 |
40,1 |
смертельный |
25,0 |
– |
50,0 |
25,0 |
|
организации коммунальной формы
собственности |
общий |
14,8 |
4,7 |
30,2 |
50,3 |
смертельный |
41,2 |
– |
23,5 |
35,3 |
|
организации частной формы
собственности |
общий |
13,9 |
7,6 |
33,7 |
44,8 |
смертельный |
27,3 |
– |
40,9 |
31,8 |
Попрежнему
значительным остается количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии
опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности
потерпевшего. Удельный вес таких несчастных случаев в 2024 году составил 18,3
процента (таблица 13).
Практически
неизменным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих
потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины,
инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.
При этом
проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения,
распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему
остается острой. По данным Департамента в 2024 году по сравнению с 2023
годом количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии
алкогольного опьянения, возросло с 55 до 68 человек и составило 3,8 процента от
общего числа травмированных на производстве. Среди погибших на производстве в
2024 году в указанном состоянии находилось 18 человек (17,1 процента от общего
числа погибших на производстве).
Следует
отметить, что в 2024 году по данным Белстата в организациях республики допущено
19438 случаев появления на работе работников в состоянии алкогольного,
наркотического или токсического опьянения. По данным основаниям уволено
3569 работников.
Таблица 13
Удельный вес
основных причин несчастных случаев, произошедших в 2024 году (по завершенным
расследованиям), %
Наименование причины |
все несчаст-ные случаи |
несчаст-ные случаи со смер-тельным
исходом |
Со стороны потерпевших: |
||
нарушение трудовой дисциплины,
требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых
актов, локальных правовых актов по охране труда |
25,6 |
17,7 |
личная неосторожность |
18,3 |
– |
нарушение правил дорожного
движения |
2,1 |
1,4 |
нарушение требований безопасности
при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования,
оснастки, инструмента |
1,8 |
2,7 |
нахождение в состоянии
алкогольного опьянения |
1,6 |
4,8 |
неприменение выданных средств
индивидуальной защиты |
1,5 |
0,7 |
нарушение требований по охране
труда потерпевшим, являющимся должностным лицом |
0,7 |
1,4 |
нарушение правил пожарной
безопасности |
0,1 |
– |
Со стороны должностных лиц
нанимателя: |
||
невыполнение руководителями и
специалистами обязанностей по охране труда |
8,7 |
13,6 |
неудовлетворительное содержание и
недостатки в организации рабочих мест |
4,0 |
5,4 |
допуск потерпевших к работе без
обучения и проверки
знаний
по вопросам охраны труда |
3,8 |
8,8 |
допуск потерпевших к работе без
проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране
труда |
3,4 |
7,5 |
привлечение потерпевшего к работе
не по специальности (профессии) |
1,5 |
3,4 |
эксплуатация неисправных машин,
механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств |
0,9 |
2,0 |
необеспечение потерпевшего
средствами индивидуальной защиты |
1,2 |
3,4 |
отсутствие, некачественная
разработка проектной документации на строительство, реконструкцию
производственных объектов, сооружений, оборудования |
1,0 |
4,1 |
недостатки в обучении и инструктаже
потерпевшего по охране труда |
0,9 |
2,7 |
нарушение требований проектной
документации |
0,9 |
1,4 |
нарушение технологического
процесса |
0,6 |
– |
неудовлетворительное техническое
состояние зданий, сооружений, территории |
0,5 |
– |
несовершенство, несоответствие
технологического процесса требованиям по охране труда |
0,5 |
– |
не проведение предсменного
медицинского осмотра или освидетельствования на предмет нахождения в
состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
потерпевшего |
0,3 |
0,7 |
конструктивные недостатки,
несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин,
механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по
охране труда |
0,3 |
– |
отсутствие, неэффективная работа
средств коллективной защиты |
0,2 |
0,7 |
Среди прочих причин: |
||
нарушение требований по охране
труда другими работниками |
5,3 |
3,4 |
нарушение правил дорожного
движения другим лицом |
4,6 |
2,7 |
противоправные действия других лиц |
1,1 |
0,7 |
прочие |
8,6 |
10,8 |
В целях
обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года
введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об
охране труда. В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный
орган – Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь.
В 2024 году
основными формами осуществления Департаментом надзора за соблюдением
законодательства об охране труда являлись проведение проверок, мониторингов и
мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Департаментом
проведено 379 выборочных и 11 внеплановых проверок, а также 2168
мониторингов и 762 специальных расследования несчастных случаев на
производстве, в ходе которых предложено (предписано) к устранению свыше 42 тыс.
нарушений требований охраны труда. Государственными инспекторами предложено
приостановить деятельность 52 объектов строительства, 117 цехов
(производственных участков), а также запретить эксплуатацию более
3 тыс. станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация
которых создавала угрозу жизни и здоровью работников.
Государственные
инспекторы Департамента приняли участие в качестве специалистов в 258
проверках, проводимых другими контролирующими (надзорными) органами.
За нарушения
законодательства об охране труда привлечены к административной
ответственности в виде штрафа более 2,8 тыс. уполномоченных должностных
лиц и 11 работников, а также в целях профилактического характера вынесено свыше
1,4 тыс. предупреждений. По требованию государственных инспекторов к
дисциплинарной ответственности привлечено свыше 2,3 тыс. должностных
лиц и отстранено от работы в соответствии со статьей 49 ТК свыше 7
тыс. человек.
Справочно. С
учетом проводимой работы по профилактике правонарушений при проведении мониторингов
и специальных расследований в случае выявления нарушений законодательства
об охране труда и их устранения в установленные сроки штрафные санкции к
должностным лицам работодателей не применялись.
Департаментом проводится
работа по выявлению фактов сокрытия нанимателями от расследования
несчастных случаев на производстве. В 2024 году установлено 21 таких фактов. За
данные нарушения 21 должностное лицо привлечено к административной
ответственности в виде штрафа. Кроме того, 261 должностное лицо привлечено к
административной ответственности в виде штрафа за иные нарушения требований
Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30.
Закон
Республики Беларусь «О профессиональных союзах» наделил профсоюзы правами по
защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного
контроля. Полномочия профсоюзов при осуществлении общественного контроля за
соблюдением требований охраны труда определены Указом Президента Республики
Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля
профессиональными союзами».
В ходе
осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением
законодательства об охраны труда техническими инспекторами труда технической
инспекции труда ФПБ в 2024 году проведено свыше 8 тыс. проверок и мониторингов,
по результатам которых нанимателям предложено устранить свыше 55 тыс.
нарушений. Кроме того, рейдовыми группами технической инспекции труда ФПБ в
ходе посещения 1,1 тыс. организаций рекомендовано к устранению свыше 11 тыс.
нарушений требований охраны труда.
Кроме того,
в 2024 году в рамках осуществления надзорных мероприятий, а также реализации
Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и
Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных
и здоровых условий труда и профилактике производственного травматизма
государственными инспекторами Департамента во взаимодействии с профсоюзами
посещено 623 студенческих отряда и изучена работа по охране труда в части
обеспечения безопасных условий труда при осуществлении их деятельности. Для
придания этой работе системного характера Департаментом подготовлено и
направлено заинтересованным информационное письмо от 21 мая 2024 г.
№ 02-08/417 «О соблюдении требований законодательства при организации
деятельности студенческих отрядов».
Обеспечение
охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого
внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, самих
работников в том, что это важный элемент культуры управления, который
обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на
новый качественный уровень.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о предупреждении несчастных случаев на производстве при обрезке (обрубке)
сучьев и раскряжевке хлыстов (долготья)
Как показывает
статистика, лесное хозяйство сегодня в числе наиболее травмоопасных сфер
деятельности человека. Ежегодно в организациях республики регистрируются случаи
производственного травматизма с тяжелыми последствиями при выполнении
лесосечных и лесозаготовительных работ.
Лесосечные
работы включают в себя комплекс выполняемых на лесосеке основных
технологических операций, в том числе очистку деревьев от сучьев и раскряжевку
хлыстов.
К выполнению
лесосечных работ законодательством предъявляются особые требования в связи с
тем, что такие работы выполняются в условиях повышенной опасности для жизни и
здоровья работников.
Так,
требования безопасности при обрезке (обрубке) сучьев и раскряжевке хлыстов
(долготья) предусмотрены Правилами по охране труда при ведении лесного
хозяйства, обработке древесины и производстве изделий из дерева, утвержденных
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и
Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2020 №32/5.
Очистка
деревьев от сучьев, в том числе обрубка, обрезка сучьев с применением
оборудования для лесозаготовки, средств механизации или инструмента,
выполняется в направлении от комля к вершине дерева при нахождении работающего
с противоположной от очищаемых сучьев стороны дерева.
При этом
расстояние между двумя работающими, выполняющими очистку от сучьев у разных
деревьев, должно быть не менее 5 м.
Очистка от
сучьев не допускается: у одного дерева нескольким работающими; при нахождении
на поваленном дереве; у неустойчиво лежащего дерева без принятия мер по его
укреплению; в процессе перемещения деревьев; на деревьях, находящихся на
рабочих механизмах самоходных лесохозяйственных машин (тракторов); на деревьях,
сгруппированных в пачки, штабеля.
Места очистки
от сучьев должны убираться по мере накопления порубочных остатков. Во время
очистки от сучьев с применением бензиномоторной пилы необходимо в качестве
опоры для бензиномоторной пилы и защиты от ее движущейся пильной цепи
использовать ствол обрабатываемого дерева.
Нижние сучья,
на которые опирается дерево, очищаются с принятием мер, предупреждающих перемещение
ствола и травмирования ног работающего. При этом ноги работающего должны
находиться на расстоянии 30 - 40 см от ствола.
Спиливание
сучьев со стороны работающего следует осуществлять верхней ветвью цепи
бензиномоторной пилы движением бензиномоторной пилы от себя. Сучья деревьев,
находящиеся в состоянии напряжения ввиду их принудительного наклона, обрезаются
или обрубаются после очистки части ствола от соседних с ними сучьев.
Нахождение
работающего со стороны движения сука, освобождающегося от напряжения, не
допускается. Очистка от напряженных сучьев, а также сучьев длиной более 2,5 м
осуществляется в несколько действий.
При проведении
работ по очистке от сучьев, работающему не допускается: менять положение ног до
окончания рабочего цикла при обрезке сучьев, если пильная шина бензиномоторной
пилы не находится на противоположной стороне ствола дерева, а корпус
бензиномоторной пилы не опирается о его ствол; отбрасывать руками сучья во
время их обрезки.
При очистке
лесосек от порубочных остатков вручную, работающие должны находиться друг от
друга на расстоянии не менее 5 м. Объем переносимых порубочных остатков должен
позволять видеть путь перед собой.
До начала
раскряжевки хлыстов (долготья) на лесосеке необходимо убрать валежник, сучья и
тому подобное, разобрать завалы ветровальных деревьев. Нахождение работающих на
хлыстах (долготьях) при их раскряжевке, а также пиление хлыстов, лежащих в
кучах, не допускается. Раскряжевка хлыстов (долготья), ветровально-буреломных
деревьев осуществляется после определения зоны возможного внутреннего
напряжения в стволе, под контролем его реакции на распил.
Особое
внимание следует уделять раскряжевке хлыста с напряжением ствола: при
раскряжевке хлыста с напряжением ствола по направлению вниз его пиление
производится сверху на глубину, равную 1/3 диаметра ствола хлыста, или до
начала зажима шины. Затем пиление ствола хлыста осуществляется снизу, таким
образом, чтобы нижний пропил совмещался с верхним; при раскряжевке хлыста с
напряжением ствола по направлению вверх его пиление производится снизу вверх на
глубину 1/3 диаметра ствола хлыста или до начала зажима шины бензиномоторной
пилы. Затем пиление ствола хлыста осуществляется сверху, таким образом, чтобы
верхний пропил совмещался с нижним пропилом; при раскряжевке хлыста с боковым
напряжением ствола его пиление производится с внутренней стороны изгиба ствола
хлыста работающим, находящимся с внутренней стороны изгиба ствола хлыста.
Раскряжевка
хлыстов (долготья) на штабелях, в пачках и на путях раскатки штабелей не
допускается.
Анализ причин
несчастных случаев на производстве показывает, что основными из них являются
неудовлетворительная организация работ, невыполнение руководителями и
специалистами своих обязанностей по охране труда, в том числе неосуществление
должного контроля, а также нарушение потерпевшими локальных правовых актов по
охране труда.
22.08.2024
тяжелую производственную травму получил вальщик леса ГЛХУ «Краснопольский
лесхоз» Могилевской области. Несчастный случай произошел при раскряжевке хлыста
сосны, находящегося под напряжением. Раскряжевку работник производил при помощи
бензиномоторной пилы, при этом левая нога находилась около ствола сосны по
направлению верхушки. При выполнении пропила часть ствола (верхушки) сосны
сдвинулась в сторону потерпевшего и ударила по голени его левой ноги. Работник
не удержался и упал на землю, а сдвинувшаяся часть ствола придавила ногу к
земле. Причиной несчастного случая явилось нарушение потерпевшим требований
локальных правовых актов по охране труда, выразившееся в раскряжевке ствола
сосны, находящегося под напряжением, без определения зоны возможного
внутреннего напряжения в стволе, без освобождения кроны сосны, зажатой другими
ветровальными деревьями.
При
аналогичных обстоятельствах 26.07.2024 тяжелую производственную травму получил
вальщик леса ГЛХУ «Полоцкий лесхоз» Витебской области. В нарушение требований
локальных правовых актов по охране труда потерпевший осуществлял раскряжевку
напряженного хлыста, находясь с внешней стороны его изгиба, в результате чего
получил удар по левой ноге частью хлыста, освобожденной из состояния
напряжения.
Несчастный
случай, приведший к тяжелой производственной травме, произошел 06.09.2024 с
вальщиком леса ГОЛХУ «Речицкий лесхоз» Гомельской области при выполнении работ
по раскряжевке ветровально-буреломного дерева. При распиловке части лежащего
дерева произошло его смещение в сторону потерпевшего. При попытке отойти на
безопасное расстояние работник зацепился ногой за валежник и упал, а часть дерева, находящегося под напряжением,
сместилась ему на левую ногу, тем самым причинив травму. Специальным
расследованием установлено, что потерпевший в нарушение требований локальных
правовых актов по охране труда не определил зоны возможного внутреннего
напряжения в стволе дерева перед выполнением работ по раскряжевке ветровального
дерева, а также не убрал валежник на путях отхода.
В целях
профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма работающих при выполнении
работ по очистке деревьев от сучьев и раскряжевке хлыстов Департамент
государственной инспекции труда полагает целесообразным обратить внимание
работодателей на:
обеспечение
безусловного соблюдения требований Правил по охране труда при ведении лесного
хозяйства, обработке древесины и производстве изделий из дерева, утвержденных
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь,
Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2020 №32/5;
допуск к
работам лиц, имеющих профессиональную подготовку, соответствующую характеру
работ, прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны
труда;
отстранение от
работы (не допущение к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке
медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны
труда, не использующих необходимые средства индивидуальной защиты, а также
находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения;
ужесточение
спроса за соблюдением работниками требований по охране труда, трудовой и
производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента
Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной
безопасности и дисциплины».
О
мерах безопасности при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ
Меры
безопасности при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ определены
Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных
рабочих платформ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь от 25.06.2004 № 78.
Работодатели должны обеспечить
содержание в технически исправном состоянии и безопасную эксплуатацию мобильных
подъемных рабочих платформ.
В этих целях приказом руководителя
организации из числа специалистов, имеющих соответствующую квалификацию,
назначаются:
лицо по надзору за безопасной
эксплуатацией мобильных подъемных рабочих платформ;
лицо, ответственное за содержание
мобильных подъемных рабочих платформ в исправном состоянии;
лицо, ответственное за безопасное
производство работ мобильными подъемными рабочими платформами.
К управлению мобильными подъемными
рабочими платформами допускаются лица, прошедшие в установленном порядке
обучение по соответствующей профессии, медицинский осмотр, инструктаж,
стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие группу по
электробезопасности не ниже II.
К работе в мобильных подъемных
платформах допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию по профессии
(специальности), прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж,
стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Когда рабочая зона рабочих платформ не
просматривается с поста управления машиниста, и нет радиотелефонной связи (переговорного
устройства) между машинистами и работающими в рабочих платформах, лицом,
ответственным за безопасное производство работ мобильными подъемными рабочими
платформами, то для передачи сигналов назначается сигнальщик. При этом
привлекать дополнительных сигнальщиков для передачи сигналов машинисту
запрещается.
Сигнальщиком назначают работающего не
моложе 18 лет после проведения лицом, ответственным за безопасное производство
работ мобильными подъемными рабочими платформами, целевого инструктажа по охране
труда, разъяснения сигналов, подаваемых в процессе работы, и проверки усвоения
им сигналов, подаваемых в процессе работы.
Разрешение на ввод в эксплуатацию
мобильных подъемных рабочих платформ выдается на основании эксплуатационных
документов, ремонтной документации, технического освидетельствования и
записывается в паспорт мобильной подъемной рабочей платформы. Мобильные
подъемные рабочие платформы, не имеющие паспортов организаций-изготовителей, не
допускаются к эксплуатации.
На видном месте конструкции мобильных
подъемных рабочих платформ указываются регистрационный номер, грузоподъемность,
даты следующих технических освидетельствований.
Техническое освидетельствование
мобильных подъемных рабочих платформ проводится в соответствии с требованиями
их эксплуатационных документов, технических нормативных правовых актов.
Техническое освидетельствование
мобильных подъемных рабочих платформ проводят с целью установления их
соответствия требованиям эксплуатационных документов, технических нормативных
правовых актов и нахождения в технически исправном состоянии, обеспечивающем их
безопасную эксплуатацию.
Проведение технического
освидетельствования мобильных подъемных рабочих платформ в организации
возлагается на лицо по надзору за безопасной эксплуатацией мобильных подъемных
рабочих платформ и осуществляется при участии лица, ответственного за
содержание мобильных подъемных рабочих платформ в исправном состоянии.
Допускается проведение технического
освидетельствования мобильных подъемных рабочих платформ в специализированных
организациях в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Результаты технического
освидетельствования мобильных подъемных рабочих платформ записывает в паспорт
лицо, его проводившее, с указанием срока следующего технического освидетельствования.
Разрешение на дальнейшее использование
мобильных подъемных рабочих платформ после проведения технического
освидетельствования выдает лицо по надзору за безопасной эксплуатацией
мобильных подъемных рабочих платформ.
Мобильные подъемные рабочие платформы в
процессе эксплуатации должны подвергаться техническому диагностированию в
соответствии с техническими нормативными правовыми актами, эксплуатационными
документами.
Использование мобильных подъемных
рабочих платформ должно осуществляться при условии соблюдения требований
технических нормативных правовых актов, эксплуатационных документов, проектов
производства работ, технологических карт.
Работодатели:
разрабатывают проекты производства
работ, технологические карты и обеспечивают ими лиц, ответственных за
безопасное производство работ мобильными подъемными рабочими платформами;
знакомят под роспись с проектами
производства работ, технологическими картами лиц, ответственных за безопасное
производство работ мобильными подъемными рабочими платформами, машинистов,
работающих в рабочей платформе.
Машинисты перед началом и по окончании
работы, смены проверяют техническое состояние мобильных подъемных рабочих
платформ в соответствии с эксплуатационными документами.
Результаты проверки мобильных подъемных
рабочих платформ отражаются в вахтенном журнале.
Лицо, ответственное за безопасное
производство работ мобильными подъемными рабочими платформами, перед
использованием мобильных подъемных рабочих платформ определяет и обозначает
рабочую зону, место их установки, средства связи машиниста с работающими в
рабочей платформе, а также обеспечивает надлежащее освещение рабочей зоны.
Рабочая зона рабочей платформы в темное
время суток должна быть освещена в соответствии с техническими нормативными
правовыми актами.
При эксплуатации мобильных подъемных
рабочих платформ необходимо принять меры, предотвращающие их опрокидывание или
самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона
площадки в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Для выполнения работ мобильными
подъемными рабочими платформами должна быть подготовлена площадка,
соответствующая требованиям эксплуатационных документов, проектов производства
работ.
Для безопасного использования мобильных
подъемных рабочих платформ работодатели должны обеспечивать соблюдение
следующих требований:
не допускать работающих и других лиц, не
имеющих отношения к производимой работе, на место использования мобильных
подъемных рабочих платформ;
не допускать использования мобильных подъемных
рабочих платформ при наличии у них признаков предельного состояния, указанных в
эксплуатационных документах;
не покидать мобильные подъемные рабочие
платформы с работающим двигателем;
при перерыве в работе принять меры,
предупреждающие самопроизвольное перемещение и опрокидывание их под действием
ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации и обрушения грунта.
При аварии мобильных подъемных рабочих
платформ, не повлекшей за собой несчастных случаев на производстве,
работодатель информирует о происшествии Департамент государственной инспекции
труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Работники допущены к выполнению работ без применения средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (защитные каски, предохранительные пояса).
Мобильная рабочая платформа установлена на
неподготовленную площадку. Опоры установлены на насыпной грунт без подкладок. Не
установлены ограждения и не обозначены в установленном порядке границы опасных
зон.
Мобильные подъемные рабочие платформы допущены к
эксплуатации без проведения в установленном порядке технического
освидетельствования, на видном месте конструкции не указан регистрационный
номер, грузоподъемность, дата следующих технических освидетельствований. Не
установлены ограждения и не обозначены в установленном порядке границы опасных
зон.
Строительные материалы размещены непосредственно на
ограждении платформы.
Работники допущены к выполнению работ без применения средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (предохранительные пояса).
Подготовил:
Первый заместитель
начальника Брестского областного управления Департамента государственной
инспекции труда Кузнецов Сергей Юрьевич
ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда в Каменецком
районе
Кратко о новшествах в проведении инструктажа, стажировки,
проверки знаний по вопросам охраны труда
О внедрении системы управления охраной труда
Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»
О предупреждение несчастных случаев на производстве при
проведении уборки зерновых культур
Продление срока прохождения периодической проверки знаний по
вопросам охраны труда
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ