Каменецкий районный исполнительный комитет

Каменецкий районный исполнительный комитет
burger
Главная // Новости

НАШ ЗЕМЛЯК О БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ И НЕ ТОЛЬКО. СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ НК

07/07/2023 09:17

Каменчанин Владислав Зозулько работает в единственном оперном и крупнейшем театре Беларуси, расположенном в Минске, – в Большом.


Работа артиста интересная и напряженная. Трудовой день Владислава начинается в 11 утра – именно к этому часу он должен быть в своей гримерке. Небольшая распевка, призванная пробудить и настроить на работу голосовой аппарат, – и молодой человек следует на оркестровую (репетицию). Она проходит на большой сцене или в репетиционном зале. Все рабочие действия Владислава и его коллег заранее внесены в общее расписание, которому работники театра неукоснительно следуют. После оркестровой может быть урок с концертмейстером для выучки той или иной партии. И после небольшого перерыва артисты занимаются повторением партий к вечернему спектаклю. Но вообще каждый день проходит по-разному, – поясняет Владислав. Иногда в течение рабочего дня есть просто уроки или просто сценические репетиции, концерты либо же спектакли. Ежедневная рутина – это точно не про Большой.

Владислав хоть и солист (певец-«одиночка»), однако является частью команды. Каждый из его коллег – незаменимый человек в большой театральной семье. И главный над ними всеми, конечно, – режиссер. Он видит картину спектакля целостной, завершенной, в то время как остальные его участники только выполняют свои роли. Именно режиссер руководит всем творческим процессом: детально объясняет, что он желает видеть в конечном результате, а затем каждому ставит конкретные задачи и строго следит за их исполнением. Второй по значимости после режиссера человек – это его помощник. Находясь за специальным пультом, он по нотному материалу следит за ходом событий на сцене, с помощью определенной системы сигналов объявляет о начале спектакля, вызывает в нужный момент солистов, артистов балета, миманс или хор, своевременно дает указания по смене декораций. Для удобства на пульте идет прямая трансляция всего спектакля. Есть в штате художники – они создают декорации и проектируют для артистов костюмы; мужские и женские гримеры; хореографы-постановщики (так как Большой – это театр не только оперы, но и балета); реквизиторы; костюмеры. Последние следят за целостностью и чистотой костюмов артистов; создают новые в специальном цехе, расположенном прямо в здании театра.

Отдельным абзацем отмечу врачей-фониаторов. Именно они «приводят в чувство» простудившихся или осипших певцов: назначают те или иные препараты, процедуры и даже выписывают рецепт необходимого лекарства, чтобы артист как можно быстрее выздоровел и не выбился из творческого строя. К сожалению, такое бывает, несмотря на четкие правила поддержания голосового аппарата в должном состоянии. Среди этих правил – ежедневное пение и табу на острые продукты и газировку перед спектаклем, дабы не было раздражения голосовых связок и казусных ситуаций во время выступления.

Но и без форс-мажоров не обходится… Однажды Владислав возвращался домой с Богослужения и решил заглянуть в Большой, чтобы расписаться в журнале о страховке. Есть такая функция в театре – страховка солистов. Ставя свой «автограф», на всякий случай уточнил у помощника режиссера, все ли в порядке. Ответ был положительный: да, артист готов к выходу на сцену, его видели в театре. Но Владислава не покидало тревожное чувство – решили позвонить солисту. И на другом конце провода услышали… удивление, а затем просьбу о прощении, ибо солист уехал, забыв о своем участии в постановке. Владислав буквально за несколько минут переоделся, параллельно слушая концертмейстера, игравшего ему. Выскочив на сцену (его выход был первым), он без единой запинки спел партию, которую не исполнял и не репетировал целый год. Подмены почти никто не заметил, но главное – спектакль не был сорван.

В коллектив Большого и работу Владислав влился сразу. И ему не сложно было перевоплощаться. Рядом работали люди, которые поддерживали, подсказывали, что артист делает правильно или нет, журили. Еще в колледже наставником Владислава Зозулько была Нина Леонидовна Золотницкая, многому научившая и направившая на творческий путь юношу. А в Академии музыки – заслуженный артист Беларуси и Украины Михаил Жилюк, который также являлся солистом Большого театр

В некоторые роли – отмечает Влад – вживаешься легко. Другие даются сложнее. Например, комические: не всякому актеру удастся воплотить такой образ, ведь вниманием зала нужно не только завладеть, но и удержать его в течение двух часов. Однако это необходимость. Иначе можно не просто разочаровать зрителя, но и вовсе потерять его. Особенно, если человек пришел посмотреть театральную постановку в первый раз и ему сразу же что-то не понравилось.

Открытием для меня стало то, что солисты Большого театра не работают по сценарию. Есть либретто, из которого можно ознакомиться с кратким содержанием постановки. А дальше все зависит только от мышления самого артиста, его развития и желания что-то сказать через своего героя. Работает Владислав, как и его коллеги, по нотному материалу, клавирам, в которых написаны музыка и содержание. И если в сценарии вплоть до мелочей прописаны действия и движения артистов, которым они должны следовать, то здесь по большей части – импровизация. Поэтому, получив новую роль, Владислав просматривает видеозаписи необходимой партии в исполнении других солистов, в том числе советских и зарубежных. Пробует повторять те или иные моменты, советуется с режиссером. Итогом такого ответственного отношения становится качественная игра на сцене.

Вообще артист – человек серьезный. Благочинный церквей Каменецкого округа протоиерей Сергий Бурковский специально для «НК» сказал несколько слов о Владиславе, который еще подростком нес при храме в Каменце послушание – был пономарем и звонарем, пел в церковном хоре:

– Отмечу у Влада такое качество, как надежность. Если обещал что-то, то обязательно выполнит. На службы приходил вовремя, ответственно относился к обязанностям.

Уже второй год Владислав поет в церковном хоре при храме-памятнике Всех Святых в Минске. Дирижер и регент Всехсвятского хора – лауреат международных конкурсов, магистр педагогического образования Дмитрий Токмаков. В хоре поют только профессионалы. Среди них декан и студенты Белорусской государственной Академии музыки, работники музыкальных колледжей Минска, штатные сотрудники храма – также выходцы из музыкальных учреждений образования.

Свое участие во Всехсвятском хоре Владислав оценивает исключительно как служение Господу.

– Во время служб приходит успокоение эмоционального состояния, появляется возможность обдумать свои поступки, отдохнуть душой и телом от всего, что происходит вне храма. Даже мыслей нет воспринимать это в качестве работы.

А работа у него очень и очень напряженная.

– За день набегаешься, часто приходится носить тяжелый реквизит – устанешь так, что и тренажерный зал не нужен, – солист отвечает на вопрос «Как удается поддерживать себя в хорошей физической форме?»

И эти слова подтверждают сыгранные им роли:

Комиссар – «Травиата» Дж. Верди; Второй воин – «Волшебная флейта» В.А. Моцарта; Сержант – «Богема» Дж. Пуччини; Атаманша, Северный олень, Тролль – «История Кая и Герды (Снежная королева)» С. Баневича; Ротный, Зарецкий – «Евгений Онегин» П. Чайковского; Слуга, Убийца – «Макбет» Дж. Верди; Второй шляхтич – «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана; Кот, Трактирщик – «Пиноккио» Г. Бруни; Антонио – «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта; Мастер грома, Иван – «Летучая мышь» И. Штрауса; Дружина Галицкого – «Князь Игорь» А. Бородина; Истопник – «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

Во время учебы исполнил в операх такие партии, как Гремин – «Евгений Онегин»; Старый Цыган – «Алеко», Командор – «Дон Жуан», Мефистофель – «Фауст».

Согласитесь, солидный список для человека, который не предполагал, что станет солистом театра, а после окончания СШ №2 и музыкальной школы собирался стать биологом-химиком или учиться в аграрном университете! Но проучившись в БрГУ им.А.С.Пушкина всего один курс, отчислился. В родной музыкальной школе Владу предложили попробовать подать документы в Брестский государственный колледж им.Г.Ширмы. К совету молодой человек прислушался и вступительные экзамены сдал успешно. А после колледжа закончил Белорусскую государственную Академию музыки.

Выступают артисты Большого и с благотворительными концертами. Например, для деток, которые лежат в больнице. Не теряет Владислав связи и с родными местами. Третьего мая в Брестском общественно-культурном центре прошел гала-концерт с участием звезд Большого театра, среди них был и наш земляк. А в Каменце у солиста и сегодня живет вся семья. Отец Игорь Владимирович – водитель в ПМК-14, мама Галина Ивановна работает старшей медсестрой в детском отделении районной больницы, брат Руслан Игоревич – инспектор пропаганды в РОЧС, а младшая сестричка Елизавета учится во второй школе и ходит в Воскресную школу при Свято-Симеоновском храме. И все они – добрые, хорошие и любящие – остаются поддержкой Владислава.

…19 мая Большому театру оперы и балета исполнилось 90 лет – Владислав принимал участие в юбилейном концерте. Приятно осознавать, что в списке известных людей, работавших в нем на протяжении почти целого столетия, есть и житель нашего города. И начиналось все с детского хора при церкви, где Влад нашел не только душевный покой, но и свой жизненный путь.

Анна СОВПЕЛЬ.

 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки